В Музее блокады Ленинграда собраны уникальные исторические свидетельства народного подвига
Музей блокады Ленинграда открыли в 1946 году — в первую годовщину полного освобождения города из вражеского кольца. Экспонаты приносили сами горожане: чтобы не было забыто то, что им пришлось пережить и выстрадать. Но в 1949-м все это попытались уничтожить.
Эта хрупкая, фарфоровая игрушка — личный талисман. Перед эвакуацией из блокадного города маленькой Ире отдала мама. Как будто чувствовала, что эшелон разбомбят. Но под завалами искореженного поезда деревенский мальчик случайно увидит ту самую куклу.
«Я держала в этот момент в руке. Без сознания. Трупы, доски, сверху лежали. Как я выжила при этом, я не знаю. Может, пролежала бы еще несколько часов и задохнулась бы от трупного яда», — рассказывает житель блокадного Ленинграда Ирина Зимнева.
Пятилетнюю Иру достанут из завалов и спасут. Всю блокаду она проживет в Ленинграде. Рядом со зданием, где после освобождения города откроют музей. Она ходила туда едва ли не каждый день, и сегодня там живут ее воспоминания.
«Люди, наверное, удивляются, когда человек останавливается у дома и его гладит, да? Как родственника хорошего! Все эти места для меня дороги. И я попадаю в этот музей, как в родной дом», — говорит Ирина Зимнева.
Вот комната с еле теплой буржуйкой. Вот булочная и взгляд ребенка, в котором каждый блокадник узнает себя. Школьный портфель, оставленный в классе. А дорога, словно из дремучих лесов, ведет в разбомбленный город.
Экспозицию обновили полтора года назад. А ведь музей хотели перенести на новое место. Но блокадники настояли: оставить здесь, где в помещениях бывших соляных складов еще в 44-м открылась первая выставка.
«Все можно было трогать, А в кабины танков, самолетов можно было забираться. Это было интересно, прежде всего, ленинградской детворе, которая изголодалась по мирному небу», — рассказывает директор Мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Елена Лезик.
Но уже после победы в 49-м настроения поменялись. Время «ленинградского дела», когда всю партийную верхушку города и руководство музея репрессировали, а во дворах варварски сжигали экспонаты.
«Жесточайшие формулировки: что здесь все неверно, что здесь не выписана роль коммунистической партии, лично роль Иосифа Виссарионовича Сталина, а главное, что роль Ленинграда показана очень выпукло, очень ярко», — рассказывает Елена Лезик.
Возродился музей только в конце 80-х — коллекцию приходилось создавать почти с нуля. Блокадники несли самое ценное — дневники, личные вещи, такой вот порошок — смесь опилок с целлюлозой, что добавляли в воду. Мы встречаем в воспоминаниях ленинградцев, что такой супчик спас им жизнь, и у него был характерный горький привкус. Чтобы показать все эти предметы, сегодня банально не хватает места. Ведь музей — только 700 квадратов. Но под выставочные площади из ведения Минобороны постепенно должны отойти почти все корпуса Соляного городка. А филиалы откроют по всему городу.
Этот земляной холм известен даже не каждому петербуржцу. Командный пункт Балтийского флота. Из корабельной брони весом 1200 тонн, его построили в блокаду за полтора месяца.
Большая часть предметов оригинальной обстановки утрачена, сейчас здесь нет света, без фонарика находиться сложно. Но тем интереснее разглядывать помещения штаба Балтийского флота. Вот, например, один из кабинетов — и здесь расположен неприметный серый люк. И в случае попадания снарядов этот бункер можно было покинуть за несколько секунд.
В советские годы здесь было бомбоубежище, потом заброшенный склад покрышек. Сегодня — помещение в ведении музея. После реставрации здесь восстановят каждую деталь.
«Человек, входя сюда, может окунуться и стать сам командующим этим флотом, как ему обеспечить жизнь и сохранение этого города огромного, 2,5 миллиона человек», — рассказывает руководитель инициативной группы по восстановлению бункера Трибуца Максим Мосенжник.
В музее надеются создать целый «блокадный архипелаг» из таких вот памятных мест, коих в городе насчитали полтысячи. Блокадница Ирина Алексеевна признается: свой хрупкий талисман ее дети тоже отдадут в музей города-героя, в котором она родилась дважды.