В Новой Третьяковке на Крымском Валу открывается выставка шедевров кинетического искусства
Искусство и движение. Нет, это не танец. Но что-то есть от него в мире математических расчетов для парящих многовекторных композиций от авангарда до современных направлений. При этом магия света и звука. Кинетизм. Хотите узнать о нем больше? Тогда вам на Крымский Вал в Новую Третьяковку, где открывается лаборатория будущего.
Жизнь в движении. Они не придумывали ее, а просто заставляли всех вокруг видеть мир их глазами. В мире художников-кинетистов будущее, которое вот уже так близко. Попробуй дотянись. Более 400 работ — это совместная выставка Третьяковской галереи и питерского Манежа.
«Помимо обеспечения бесперебойной работы всех сложнейших технических устройств, было очень трудно выстроить разговор, чтобы, проходя по выставке, зритель начинал понимать одну великую мысль: что в XX веке русское искусство и русская наука опередили развитие и художественное и научное во всем мире и стали первыми, провозгласившими великие трансформирующие XX век науку и искусство идеи», — отмечает генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Кинетическое искусство — это в первую очередь объекты, в которых что-то движется. По крайне мере, нам так кажется — в реальности это может быть лишь игрой цвета, как на цветовых таблицах Михаила Матюшина. Юрий Злотников свои эксперименты проводил вместе с учеными и философами.
«Очень любил проводить время в лаборатории Боткинской больницы, изучая кардиограммы. И собственно главное, что его интересовало, — это биотоки. Это не просто графическое произведение, а это действительно, скорее, исследование нашего восприятия мира, цвета, звука», — поясняет сокуратор выставки Наталья Сидорова.
Александр Лаврентьев находил идеи для своих работ в повседневной жизни, например, однажды заметил, как причудливо отражается светильник в линзах очков и получилось вот такое «представление света». Вообще кинетисты научились управлять светом с помощью, например, музыкальных инструментов. В 1925 году в Ленинградской филармонии даже состоялся концерт. Музыкант играл на таком вот терменвоксе.
«Лев Термен создал прибор, который позволял с помощью движения тела, высоты звука, высоты тона управлять окраской светового луча», — рассказывает сокуратор выставки Андрей Смирнов.
Одним из ключевых художников кинетизма стал Вячеслав Колейчук. Блестящий инженер, математик, физик, он умудрялся превращать в произведения искусства, казалось бы, совсем элементарные вещи: как, например, граненный стакан или солнечный парус.
«Когда вы видите просто какой-то кусочек материи, прикрепленные за лески к мотору. И вот благодаря центробежной силе, он разворачивается и превращается в совершают какую-то магическую форму. Она вас абсолютно гипнотизирует, вы забываете, где вы, что вы и полностью погружаетесь вот в этот объект», — поясняет куратор выставки Юлия Аксенова.
А эта грандиозная модель, сделанная по эскизам Анатолия Волгина 60-х годов, и есть символ кинетического искусства. В ней все: форма, цвет, свет, музыка и самое главное — идея бесконечного движения.
Разгадать и увидеть связь между малым и великим, между атомом и Вселенной. Вот такой космический полет мысли.