Михаил Мишустин провел совещание по поддержке российского бизнеса
Правительство сегодня упростило работу предпринимателям. А именно тем, у кого из них в этом году кончаются лицензии. Переоформлять их и ходить по кабинетам не придется. Сроки действия продлятся автоматически и будут действовать еще один год.
Отдельно обсудили, как помочь бизнесменам, которые перерабатывают лес. Если они захотят модернизировать производство, то смогут взять на это льготные кредиты. В итоге у производителей появится больше возможностей отправлять за границу не древесину, а уже готовую мебель. При этом важно еще и защититься от черных лесорубов.
Такие вот погони в иркутских лесах картина привычная. Впрочем, через таежные буреломы даже на тракторе особо не разгонишься, так что бегущие следом полицейские догоняют и останавливают его без труда. На дрова, что характерно, эта бригада «черных лесорубов» предпочитала валить отборный лес. Такой, как правило, в печи не сжигают. За эти стволы перекупщики дают самую высокую цену, чтобы потом с выгодой перепродать покупателям за границу.
В этой незамысловатой торговой цепочке лишних звеньев нет. Начать с того, что разрешения на вырубку черные лесорубы ни у кого не спрашивают. Пилят там, где удобно, нанося непоправимый вред природе. А ловят их не так уж и часто. Что уж говорить, если в России на каждый миллион гектаров леса полагается всего 30 лесников. При том, что в разных регионах страны они еще и работают по разным правилам. Но такое положение вскоре изменится. Один из пунктов новой государственной стратегии лесного комплекса, разработку которого минувшей осенью президент поручил правительству, предполагает появление федеральных лесных инспекторов.
– Мы усилим материально-техническое оснащение сотрудников лесной охраны, они смогут использовать беспилотные летательные аппараты, материалы дистанционного зондирования земли, фото- и видеофиксации. Это позволит значительно снизить ущерб от незаконных рубок и других лесонарушений, которые достигают в год несколько десятков миллиардов рублей, – сообщила Виктория Абрамченко, заместитель председателя правительства РФ.
Впрочем, как бы ни ловили «черных лесорубов», всех все равно не поймаешь. Да и штрафы за незаконную вырубку смехотворные. Зачастую не больше 10-20 тысяч рублей и их увеличение также вряд ли кардинально изменит ситуацию. В правительстве предлагают иной подход: ввести цифровой контроль в буквальном смысле за каждым бревном.
– В единой государственной информационной системе мы связываем все цепочки движения древесины посредством электронных сопроводительных документов от заготовки на делянке и складирования до переработки или вывоза за пределы Российской Федерации. При выявлении нестыковок в сведениях об объеме заготовки или других характеристиках сделки с древесиной будут невозможны, – продолжила Виктория Абрамченко, заместитель председателя правительства РФ.
В экспериментальном режиме система заработала уже с 1 января этого года. Пока к ней подключены только несколько крупных компаний. Но главный удар по черным схемам вырубки и продажи леса будет нанесен 1 января следующего года, когда по поручению президента вступит в силу запрет на вывоз из России необработанного леса «кругляка». Вводя такие ограничения, в правительстве делают упор прежде всего на развитие отечественной деревообрабатывающей промышленности.
– Необходимо стимулировать предпринимателей к созданию мощностей по глубокой переработке древесины. Правительство предусмотрело для малого и среднего бизнеса, который работает в сфере заготовки леса, возможность получения льготного кредита на модернизацию производства. Важно, чтобы предприниматели уже в этом году могли начать работу по обновлению основных фондов и созданию мощностей по глубокой переработке. И на экспорт из России шло не сырье и продукция низкого передела, а мебель, фанера, картон и другая продукция с высокой добавленной стоимостью, – выступил Михаил Мишустин, председатель правительства РФ.
Значительная часть дополнительных доходов, которую получит государственный бюджет от внедрения всех этих мер, пойдет на развитие лесного хозяйства, а также экологические программы, в первую очередь, на восстановление лесов, пострадавших не только от вырубок, но и от пожаров.