Американская политическая машина все глубже вязнет в американских же представлениях о демократии
Просто эти представления в отношении других стран одни, а в отношении самих Соединенных Штатов — совсем не те.
Нам, в общем, не привыкать к тому, что мы живем в эпоху двойных стандартов. Хотя нельзя не признать: раньше те, кто эти двойные стандарты продвигал, соблюдали хотя бы видимость приличий. Впрочем, раньше деревья были большими, а в Америке не захватывали «капитолии». Избирательная кампания — 2020, и все, что было вокруг нее и после нее, показало: маски сброшены, соблюдать приличия больше не нужно.
«Самый большой контраст — это, конечно, то, как элитная пресса освещала в Америке события прошлого года. Погромщики, которые жгли, грабили центры городов, объявлялись борцами за свободу и демократию. С другой стороны, протест 6 января против подтасовок на выборах был провозглашен попыткой переворота. Информации больше нет, средства массовой информации выступают в роли идеологических рупоров, которые защищают или одну, или другую точку зрения, причем порядка 90% представляют именно демократов, именно либеральную сторону», — отмечает политолог, Университет штата Теннеси, Андрей Коробков.
За эти годы США научили нас разбираться в языке двойных стандартов, понимать, кого они называют террористами, а кого — мирными протестующими, и почему. Просто интересно сравнить, что говорили в Вашингтоне об антиправительственных акциях в других странах, и что — о своих домашних делах.
Вот Хилари Клинтон в бытность главой Госдепартамента об «Арабской весне»: «Мы глубоко обеспокоены теми силовыми мерами, которые применяет египетская полиция против протестующих. Призываем египетское правительство сделать все, чтобы сдержать силы безопасности».
Или Барак Обама о событиях на Украине. Классика жанра, пресловутые «печеньки на Майдане» для мирных, как говорили в Вашингтоне, протестующих: «США в самой решительной форме осуждают насилие, происходящее в Киеве. Мы ожидаем, что украинское правительство проявит сдержанность и не будет применять насилие против мирных демонстрантов».
А вот что теперь говорят о сторонниках Трампа и событиях в Вашингтоне.
Чак Шумер, сенатор США (Демократическая партия): «Те, кто устраивает такие предосудительные акции, не могут называться протестующими. Это бунтовщики, налетчики, бандиты и террористы».
Джо Байден, избранный президент США: «С ними нужно обращаться как с бандой грабителей, погромщиков, расистов, антисемитов. Они — террористы, это внутренний терроризм, и мы ждем обвинений со стороны Департамента юстиции».
«Внутренний терроризм» — формулировку теперь, как под копирку, слово в слово повторяли совершенно разные средства массовой информации. Так, журналисты в Twitter рассказывали: в соответствии с указанием избранного президента на CNN вышло внутреннее распоряжение об использовании исключительно этого термина.
«СМИ в США несвободны, это инструмент в руках олигархических групп, чтобы дискредитировать Дональда Трампа и манипулировать общественным мнением. Идет речь о том, что США лишь усиливают тенденцию, чтобы стать полицейским государством», — отмечает политолог Константин Блохин.
Нэнси Пелоси, спикер Палаты представителей США: «Какое может быть оправдание всем этим террористам в Капитолии?»
Конечно, недемократические методы ведения политической борьбы оправдывать нельзя. Но что считать проявлением демократии? Непрозрачную и прямо-таки провоцирующую на злоупотребления систему голосования по почте? Жалобы на нарушения начали поступать сразу же.
Или, может быть, проявление демократии — это когда еще действующему президенту блокируют аккаунты в соцсетях, удаляют сами соцсети из магазинов мобильных приложений на том основании, что они не цензурируют сторонников Трампа, как это случилось с сетью Parler. А до этого рот Трампу затыкали подконтрольные Демпартии СМИ.
MSNBC:
- Мы не можем допустить, чтобы выборы украли вот так.
- И вот мы снова в непривычном положении — не только прерываем президента США, но и поправляем президента США.
«События, которые произошли, нанесли колоссальный репутационный удар по Америке, по американской власти, по американской политической системе. Извините, если аккаунт президента выключает и выбрасывает Twitter, если президент действующий говорит, что у него украли восемь миллионов голосов, и это игнорируется, это говорит о том, что с этой страной, с этой политической системой не все в порядке», — комментирует ситуацию политолог Андроник Мигранян.
Но если приличия действительно в прошлом, значит, утверждать можно все, что угодно, в том числе что сторонники Трампа в Капитолии — это терроризм, а сторонники BLM, громящие магазины и убивающие людей, это борьба за права человека. Впрочем, все это легко объяснимо, если принять за правило, что сегодня в США демократия — это когда у власти Демократическая партия.