За год число образовательных центров по всей России заметно выросло
Внедрять передовые разработки от медицины до транспорта по всей России помогают научно-образовательные центры мирового уровня. В ближайшее время в нашей стране появится еще пять крупных площадок, которые объединят и ученых, и производителей, и заказчиков. Следовательно, от идеи до воплощения требуется меньше времени. Все в рамках нацпроекта «Наука».
– Чувствую себя прекрасно, не ожидала такого исхода, потому что я не могла даже ходить, – делится Александра Боровкова.
Из-за сильных болей при ходьбе Александре Васильевне даже пришлось переехать в квартиру на нижнем этаже. Начиналось все с простого плоскостопия. Пять лет назад стала деформироваться стопа. Сегодня третий день после операции. Ее проводили по новой технологии. Для начала сделали точный 3D-макет стопы.
– Мы отрепетировали все нюансы оперативного вмешательства на данном макете. Мы определили, как исправить ее деформацию, какой костный клин необходимо выпилить для того, чтобы придать стопе физиологической положение, – рассказывает Роман Горбатов, врач травматолог-ортопед Приволжского исследовательского медицинского университета.
В Приволжском медицинском университете печатают макеты любых костных тканей. С их помощью, например, создают импланты. Лаборатория для 3D-печати – это не какое-то большое производство, а больничный кабинет с компьютером и, собственно, принтерами для 3D-печати. Вот, например, снимок после очень тяжелой черепно-мозговой травмы. Поврежденную часть кости заменит имплант, а его шаблон был напечатан как раз здесь. Он как очень точный пазл, повторяет все вплоть до миллиметра. Такие операции не были бы возможны без научно-образовательного центра. Обычно от задумки до воплощения идей ученых проходят годы. Ускорить процесс помогает нацпроект «Наука». Благодаря господдержке Научно-образовательный центр в Нижнем Новгороде год назад объединил исследователей, производителей и заказчиков. Причем речь не только о медицине.
Этот железнодорожный комплекс ремонтирует до 10 километров путей в сутки. Скорость выше, чем у всех зарубежных аналогов.
– Очень просто: уложили железнодорожный путь, засыпали щебень, соответственно, путь нужно поставить в такое положение, которое обеспечивает безопасный пропуск поездов, – показывает Дмитрий Раенок, директор Тульского научно-производственного комплекса.
Раньше для этого нужны были сразу несколько машин. Теперь комплекс работает на железных дорогах как в России, так и в Индии.
В Тульской области научно-образовательный центр появился только в этом году, но разработок уже много. Эту установку поначалу можно принять за 3D-аттракцион. На деле все куда серьезней. Боевой тренажер.
– Рабочее место командира и наводчика, размещенное в кабине модуля боевого отделения, на унифицированной электромеханической динамической платформе. И рабочее место механика-водителя, где размещен обучаемый, – поясняет Антон Саулин, главный конструктор бюро по созданию тренажеров для вооружения и военной техники.
Имитация полная: от обстановки внутри боевой машины десанта до бугристой местности. Инструктор следит за тренировкой бойцов с помощью камер и монитора. Он может менять время суток на экране и погодные условия. Платформа подстроится. Это в тысячи раз дешевле реальных учений.
Об экономии думают и екатеринбургские разработчики. Здесь создали умный сепаратор, который сортирует бытовые отходы с помощью инфракрасных лучей.
– Мы можем определить, что это еще пластик, а это картон. При том мы можем определить, что это именно пластик пэт-бутылка, которая потом может использоваться вторично, а, например, специальный промышленный пластик, жесткий, который после переработки можно использовать только в какие-нибудь пластики для забора, например, – говорит Михаил Рябков, руководитель компании-разработчика сепаратора.
А эти полимеры можно добавлять в любой переработанный мусор. Облицовка для фасадов, упаковка для продуктов, на выходе может получиться что угодно. Гранулы разные и эффект от их применения тоже отличается. Их, как говорят здесь, «прививают».
– За счет этой прививки мы придаем дополнительные свойства: или прочность, или морозостойкость, – рассказывает Владимир Зарубин, директор по технологическому развитию компании-производителя.
Пластмасса до и после добавления гранул: в первом случае почти не растягивается, во втором вот такой эффект. Технологию разрабатывали тоже совместно с научно-образовательным центром.
– За год существования завода мы стали обладателем одной из престижных премий национальных. Без НОЦа, не взаимодействуя в этом состоянии, мы бы с трудом достигали этой цели, – признается Дмитрий Огородцев, генеральный директор компании-производителя.
По всей России работает уже десять таких центров. По нацпроекту «Наука» планируется открыть еще не меньше пяти.