Профессиональный праздник отмечают летчики дальней авиации
Профессиональный праздник сегодня у тех, кто всегда на высоте. День дальней авиации отмечают летчики, на которых в том числе держится наша ядерная триада. Всегда готовые поднять в воздух могучие Ту-95 или Ту-160. О легендарных «Белых лебедях» знает весь мир, летать на них мечтают многие мальчишки, да и девчонки тоже. А попадают за штурвал знаменитых ракетоносцев только лучшие и беззаветно любящие свою профессию. Да и как не любить такую красоту?!
Самый мощный в истории военной авиации стратегический ракетоносец Ту-160. Эти кадры завораживают. Режиссеры Первого канала установили камеры повсюду — в кабине, на киль, на фюзеляж «Белого лебедя».
В среде летчиков есть неписаное правило: чем выше должность, тем выше должно быть и мастерство. А для этого нужно летать. Командующий дальней авиацией герой России Сергей Кобылаш сегодня поднимает в небо Ту-160. Вначале, как и положено, медосмотр. Командующий за партой вместе с остальными членами экипажей: погода, запасные аэродромы, даже птицы по курсу вылета. А это упражнение называется «пеший по-летному» — летчики с макетами самолетов детально моделируют на земле предстоящий полет.
Сергей Кобылаш — уникальная личность в военной авиации. В августе 2008-го в оба двигателя его штурмовика Су-25 попали грузинские ракеты, он увел самолет от населенных пунктов и катапультировался, приземлился во вражеском анклаве и сумел добраться до наших позиций. Став командующим дальней авиацией, он освоил и Ту-160 — это почти как заново учиться летать. Но по-другому в семью «дальников» не принимают. Перед вылетом Сергей Кобылаш осматривает борт.
Это теперь наши «дальники» регулярно летают над нейтральными водами всех океанов — совершили исторический перелет в Венесуэлу, в Индонезию, Южную Африку. А в 90-х российская дальняя авиация вообще была под угрозой гибели. После развала Союза титаническими усилиями удалось вернуть в Россию Ту-95 и Ту-160 — перегнали из Прибалтики и Казахстана.
Украина отдала восемь «Белых лебедей» лишь в 2000-м — в счет долга за газ. Но до этого под присмотром американцев на бывшей советской авиабазе в Прилуках они успели порезать на металлолом полтора десятка самолетов. Михаил Опарин — бывший командующий, под руководством которого вызволяли Ту-160, — говорит, это зрелище вызвало слезы.
«Первые самолеты с налетом 50 часов, Ту-160, вот этот красавец, они разделывали ручным способом, практически рубили топорами. Мне горько это говорить. Летчики, инженеры полка плакали, когда видели, что творится», — рассказывает в 1997-1998 гг. командующий дальней авиацией Михаил Опарин.
Российская дальняя авиация активно летает над Арктикой — постоянно в работе аэродромы в Воркуте, Анадыре, Оленегорске.
«Дальняя авиация присутствует в Арктике всегда, и она будет продолжать это делать, чтобы апробировать технику и подготовить экипажи для работы в суровых условиях, в условиях безориентирной местности, в очень низких температурах», — рассказывает командующий дальней авиацией Сергей Кобылаш
В этом году летчики установили новый мировой рекорд на Ту-160 — беспосадочный полет 25 часов и 25 минут с тремя дозаправками в воздухе. Маневр невероятно сложный, по ощущениям все равно что продевать нитку в иголку во время езды по бездорожью.
Сейчас самолет на высоте шесть тысяч метров, скорость сбросили до пятисот километров в час. К Ил-78, самолету-дозаправщику, подходит стратегический ракетоносец Ту-160. Он так близко, всего в двадцати метрах, и как раз сейчас будет забирать топливо.
Командир 22-й тяжелой бомбардировочной дивизии, пожалуй, с самой подходящей для летчика фамилией, Пчела, по телефону узнает, как его дочь Екатерина сдает сессию в Краснодарском училище. После выпуска она станет первой в истории дальней авиации летчицей.
Ряды «дальников» активно пополняет молодежь. И если раньше, чтобы, например, пустить ракету, на Ту-160 нужно было отлетать как минимум десять лет, то сегодня это уже делают лейтенанты.
«Подходить к этому нужно ответственно, и для меня, конечно, очень гордо было выполнить пуск ракеты, посмотреть, как происходит работа экипажа на этом этапе, то есть очень интересно», — говорит помощник командира корабля Ту-160 Владислав Калинкин.
Обновляется и самолетный парк «дальников» — в следующем году база в Энгельсе должна получить на вооружение первый в истории современной России построенный с нуля «Белый лебедь» с еще более мощными двигателями, современной авионикой и новым вооружением.