Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
23 декабря 2020, 18:19

Профессиональный праздник отмечают летчики дальней авиации

Профессиональный праздник сегодня у тех, кто всегда на высоте. День дальней авиации отмечают летчики, на которых в том числе держится наша ядерная триада. Всегда готовые поднять в воздух могучие Ту-95 или Ту-160. О легендарных «Белых лебедях» знает весь мир, летать на них мечтают многие мальчишки, да и девчонки тоже. А попадают за штурвал знаменитых ракетоносцев только лучшие и беззаветно любящие свою профессию. Да и как не любить такую красоту?!

Самый мощный в истории военной авиации стратегический ракетоносец Ту-160. Эти кадры завораживают. Режиссеры Первого канала установили камеры повсюду — в кабине, на киль, на фюзеляж «Белого лебедя».

В среде летчиков есть неписаное правило: чем выше должность, тем выше должно быть и мастерство. А для этого нужно летать. Командующий дальней авиацией герой России Сергей Кобылаш сегодня поднимает в небо Ту-160. Вначале, как и положено, медосмотр. Командующий за партой вместе с остальными членами экипажей: погода, запасные аэродромы, даже птицы по курсу вылета. А это упражнение называется «пеший по-летному» — летчики с макетами самолетов детально моделируют на земле предстоящий полет.

Сергей Кобылаш — уникальная личность в военной авиации. В августе 2008-го в оба двигателя его штурмовика Су-25 попали грузинские ракеты, он увел самолет от населенных пунктов и катапультировался, приземлился во вражеском анклаве и сумел добраться до наших позиций. Став командующим дальней авиацией, он освоил и Ту-160 — это почти как заново учиться летать. Но по-другому в семью «дальников» не принимают. Перед вылетом Сергей Кобылаш осматривает борт.

Это теперь наши «дальники» регулярно летают над нейтральными водами всех океанов — совершили исторический перелет в Венесуэлу, в Индонезию, Южную Африку. А в 90-х российская дальняя авиация вообще была под угрозой гибели. После развала Союза титаническими усилиями удалось вернуть в Россию Ту-95 и Ту-160 — перегнали из Прибалтики и Казахстана. 

Украина отдала восемь «Белых лебедей» лишь в 2000-м — в счет долга за газ. Но до этого под присмотром американцев на бывшей советской авиабазе в Прилуках они успели порезать на металлолом полтора десятка самолетов. Михаил Опарин — бывший командующий, под руководством которого вызволяли Ту-160, — говорит, это зрелище вызвало слезы.

«Первые самолеты с налетом 50 часов, Ту-160, вот этот красавец, они разделывали ручным способом, практически рубили топорами. Мне горько это говорить. Летчики, инженеры полка плакали, когда видели, что творится», — рассказывает в 1997-1998 гг. командующий дальней авиацией Михаил Опарин.

Российская дальняя авиация активно летает над Арктикой — постоянно в работе аэродромы в Воркуте, Анадыре, Оленегорске.

«Дальняя авиация присутствует в Арктике всегда, и она будет продолжать это делать, чтобы апробировать технику и подготовить экипажи для работы в суровых условиях, в условиях безориентирной местности, в очень низких температурах», — рассказывает командующий дальней авиацией Сергей Кобылаш

В этом году летчики установили новый мировой рекорд на Ту-160 — беспосадочный полет 25 часов и 25 минут с тремя дозаправками в воздухе. Маневр невероятно сложный, по ощущениям все равно что продевать нитку в иголку во время езды по бездорожью.

Сейчас самолет на высоте шесть тысяч метров, скорость сбросили до пятисот километров в час. К Ил-78, самолету-дозаправщику, подходит стратегический ракетоносец Ту-160. Он так близко, всего в двадцати метрах, и как раз сейчас будет забирать топливо.

Командир 22-й тяжелой бомбардировочной дивизии, пожалуй, с самой подходящей для летчика фамилией, Пчела, по телефону узнает, как его дочь Екатерина сдает сессию в Краснодарском училище. После выпуска она станет первой в истории дальней авиации летчицей.

Ряды «дальников» активно пополняет молодежь. И если раньше, чтобы, например, пустить ракету, на Ту-160 нужно было отлетать как минимум десять лет, то сегодня это уже делают лейтенанты.

«Подходить к этому нужно ответственно, и для меня, конечно, очень гордо было выполнить пуск ракеты, посмотреть, как происходит работа экипажа на этом этапе, то есть очень интересно», — говорит помощник командира корабля Ту-160 Владислав Калинкин.

Обновляется и самолетный парк «дальников» — в следующем году база в Энгельсе должна получить на вооружение первый в истории современной России построенный с нуля «Белый лебедь» с еще более мощными двигателями, современной авионикой и новым вооружением.

Читайте также: