Успешно решаются проблемы, поднятые в ходе предыдущих прямых линий с президентом
За время существования прямой линии решены или начали решаться многие серьезные проблемы, внимание к которым привлекли люди в своих обращениях к президенту. Именно так было, к примеру, летом 2019- года. Из регионов тогда поступили десятки тысяч жалоб на мусорные свалки и нарушения природоохранного законодательства. Каждый из этих случаев взяли на контроль общественные организации.
В городе Конаково Тверской области, что в шести километрах отсюда, Людмила Кикало работает корреспондентом газеты «Заря», редакцию которой два года назад читатели завалили жалобами на нестерпимый запах и мусорный беспредел. У них под носом разрасталась огромная свалка, куда бесконтрольно свозили отходы из разных регионов.
«Фото много присылали, фотофактов. Здесь охрана была, строго было приказано не пускать. Я написала на прямую линию от всех горожан, потому что в то время вопрос никак не мог решиться», — рассказывает Людмила Кикало, корреспондент газеты «Заря».
На прямой линии с президентом ее обращение не прозвучало, но было взято на карандаш общественниками. Во время разбирательства стало известно, что против предприятия, которое управляло полигоном, уже возбуждали уголовное дело за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований. Более того, свалка залезла на соседние земли сельхозназначения.
«Тут получили все по шапке. И уголовные дел были открыты. Моя заслуга минимальная. Народ встал единым фронтом. Привлекли внимание очень. И уже тогда зашевелились более, так сказать, высокие властные структуры», — говорит Людмила Кикало.
И свалку закрыли уже в этом феврале. Конечно, в одночасье решить многолетнюю мусорную проблему непросто. То и дело здесь загораются оставшиеся свалочные газы, тогда приходится вызывать спецтехнику, чтобы засыпать очаги грунтом. Только когда территория будет полностью рекультивирована, она станет экологически безопасной.
Вопросов экологической безопасности и охраны природы на прошлогоднюю прямую линию пришло больше всего. 24 тысячи обращений поступило только из-за скандальной стройки мусорного полигона в поселке Шиес Архангельской области. Местные жители и экологи встали грудью на защиту российского Севера. И президент потребовал учесть мнение людей.
«Мало того, что мы не хотим свалки, тем более свалки на болоте. Вы же понимаете последствия. Здесь очень много родников, речек», — говорит экологический активист Вера Бережная.
Сделку с подрядчиком местные власти расторгли, обязали снести постройки и восстановить вырубленный участок леса до конца года, обещая в противном случае огромные штрафы.
Это далеко не все примеры пробуксовки так называемой мусорной реформы, про которую Владимир Путин говорил на прямой линии: «Программа есть, она рассчитана на несколько лет, она предусматривает строительство 200 комплексов по переработке мусора. Общий объем финансирования — чуть больше 300 миллиардов рублей. Примерно одна треть — из бюджета, все остальное — это средства, которые должны быть привлечены из бизнеса».
Общими усилиями удалось отстоять и Байкал. Из крупнейшего природного резервуара пресной воды ее собирались откачивать промышленными партиями. Граждане Китая каким-то образом получили разрешения на строительство завода в поселке Култук Иркутской области и уже врезали в лед уже огромные трубы, когда на прямую линию посыпались тысячи обращений. Прокурорская проверка вскрыла грубые нарушения природоохранного законодательства, общественные слушания вообще провели втихаря. Этот маневр, выяснили активисты ОНФ, типичен не только для экологической повестки.
«Проводят их тогда, когда граждане на работе, то есть в рабочий день. Или, например, разместили информацию на сайте, на который не так часто кто-то заходит. На последних встречах, связанных с экологией, мы говорили о том, что цифровой подход будет к этой проблеме для того, чтобы, возможно, какое-то обсуждение перевести в систему онлайн, чтобы могли действительно все принять участие», — сказала сопредседатель центрального штаба Общероссийского народного фронта, руководитель тематической площадки «Экология» Елена Цунаева.
Чтобы отреагировать на все обращения, а их было больше полутора миллионов, и появился проект ОНФ «Прямая линия. Продолжение». Общественники привлекают к работе федеральные и региональные власти, надзорные ведомства, журналистов, волонтеров, профильные министерства.
«Здесь мы, конечно, рассматриваем общественность как, по сути, наших общественных инспекторов, которые помогают нам выполнять свою работу. Именно общественность и ее повышенное внимание стояло у истоков планов, связанных с очисткой воздуха. Вы помните, прямая линия, Находка, угольная пыль. То же самое режим "черного неба" в Красноярске», — напомнил замминистра природных ресурсов и экологии РФ Денис Храмов.
Промышленность и бизнес вообще предстоит перевести на новые технологические рельсы, это указано в нацпроекте «Экология». В Чебоксарах Александр Яковлев поспособствовал такому переходу, обратившись на прямую линию из-за местной птицефабрики. Здесь неправильно утилизировали птичий помет, и зловонный запах в последние годы периодически окутывал столицу Чувашии. Только после внимания общественников на предприятии запустили цеха по переработке отходов.
«Основная проблема — мировоззренческого характера. И сердце, и душа должны быть и у бизнеса, и у чиновников, и у депутатов, особенно на местном уровне. Такие вопросы, конечно, не должны улетать высшему руководству», — говорит Александр Яковлев.
Тем не менее в ОНФ обещают не оставить без внимания все отправленные на прямую линию вопросы. В прошлом году уже удалось разобраться с проблемами из 32 тысяч обращений. Остальные остаются на контроле у общественников.