Несколько россиян за последнее время умерли от малярии
Россияне, которые возвращаются из заграничных отпусков, могут привести с собой не только коронавирус. Особенно, если речь идет о далеком и экзотическом Занзибаре. Ведь полеты в Танзанию сейчас разрешены. Малярия. Болезнь, которая может стать смертельной, если вовремя не поставить правильный диагноз. А ведь симптомы очень схожи с теми, что появляются при COVID. Поэтому внимание люди сначала акцентируют не на том, как итог – упущенное время и трагедия.
Счастливый отдых на райском острове Занзибар обернулся для семьи Мухиных трагедией. Незадолго до отъезда домой 15-летнюю Дашу на пляже укусил комар. Уже вернувшись в Вологду, она почувствовала недомогание. Врачи скорой заподозрили коронавирус. Но этот диагноз не подтвердился. Дашу просто отпустили домой, и только на пятый день, когда ей стало совсем плохо, девочку отвезли в инфекционку.
– Мне доктор сказал, у нее малярия, мы ищем лекарства. Я Даше написала смску, Дашечка, ты в надежных руках, у тебя все получится. Это было последнее мое сообщение, которое она прочитала, – делится Елена Мухина, мама Даши.
Спасти Дашу не удалось. Раздавленные горем родители не знают, кого винить, турфирму, не предупредившую о смертельной опасности. Или медиков, которые изначально не придали значения тому, откуда приехал ребенок.
– Мне кажется, что все сейчас просто на COVID, и других диагнозов у нас просто нет. Два раза мы слышали такую вещь, радуйтесь, что у вас не COVID, – продолжае Елена Мухина, мама Даши.
Еще одна недавняя жертва тропической малярии, Александр Донской. Тоже Занзибар, роскошные пляжи, остров черепах, потом сафари в материковой Танзании. Уже дома неправильно поставленный диагноз, тот же COVID-19, упущенное время, как результат – смерть пациента.
– Вот эта вот картинка очень страшна для любого специалиста по малярии. Здесь огромное количество паразитов. На жаргоне тех, кто смотрит малярию, это называется «звездное небо», – поясняет Евгений Морозов, профессор института медицинской паразитологи, и тропической медицины им. Е. И. Марциновского МГМУ им. И. М. Сеченова.
Так под микроскопом выглядят малярийные плазмодии, паразиты, которые поражают эритроциты человека. С кровью плазмодии разносятся по всему организму, быстро его разрушая.
– Если его начать лечить, то скорее всего, проблемы никакой не будет, он будет успешно вылечен. Сейчас препараты действуют хорошо и быстро. А если его не начать лечить, то это как раз тот случай, который мы наблюдали в последние недели, трагический случай гибели от тропической малярии, – продолжает Евгений Морозов.
Одна из последних записей в Instagram Александра Донского. Сертификаты о прививках по прилете не требуются, отрицательный тест на коронавирус тоже не нужен. Зачем отпугивать строгими требованиями тех, кто только-только распробовал Танзанию и ее жемчужину, Занзибар?
– Если говорить про конкретные цифры, то в прошлом году туры в Танзанию, это было около одного процента того, что мы продаем. В этом году уже около 7% в ноябре, – рассказывает Евгений Гинзбург, директор по маркетингу туристического агентства.
В мире фиксируют до четверти миллиарда случаев малярии в год, в России всего около ста, и все завозные. В нашей стране эта страшная болезнь считается побежденной. Отчасти поэтому лекарства от малярии и даже экспресс-тесты есть далеко не во всех российских медучреждениях.
Так что опытные туристы советуют запасаться ими в поездке и всегда иметь под рукой.
– Когда вы поедете туда путешествовать, первое, что вы должны сделать по приезду – это купить себе лекарство, купить тест. Если даже спустя неделю или десять дней у вас начались нехорошие симптомы, то есть температура скачкообразная, первое, что вы должны подумать, что у вас малярия, – говорит Андрей Ключников, мотопутешественник.
Объездивший всю Африку мотопутешественник Андрей Ключников знает, о чем говорит. С того света он выбрался только потому, что вовремя попал во вторую инфекционную больницу Москвы: «Восемь дней я был в коме. Восемь дней я ничего не помнил вообще. То есть я был вне жизни».
Чудом победив болезнь, с таким количеством паразитов в крови шансы выжить были почти нулевые, Андрей создал интернет-сообщество людей, пострадавших от малярии. Теперь они делают запас лекарств, чтобы те, кому они срочно понадобятся, не тратили драгоценное время на поиски.