Владимир Путин выступил на онлайн-саммите G20
Коронавирус – это шанс для мира выйти из испытания более сильным. Вопрос в том, как шансом распорядиться. Вот главное, что показал этот день. «Большая двадцатка». Почти две трети населения планеты и 80% мирового валового продукта. Онлайн-саммит, третий за неделю. До этого приводили такую же статистику для БРИКС, пятерки «Бразилия - Россия - Индия - Китай - ЮАР». А потом и для АТЭС, неформального клуба экономик Азиатско-тихоокеанского региона. Повод один и тот же. На разных площадках Россия последовательно продвигает подход: времена такие, что отражать угрозу лучше вместе. И дело не в одном лишь COVID. Владимир Путин сравнил нынешний удар по экономике с тем, что было немногим менее ста лет назад после биржевого краха в Америке. Тогда мало не показалось никому.
Формально хозяйка саммита «Большой двадцатки» – Саудовская Аравия, но пандемия стерла всю географию, превратив встречу мировых лидеров в онлайн-конференцию. Есть лишь ролик, намекающий на национальный колорит организаторов, впрочем и оплетающая страны нить на фоне планетарных разногласий выглядит некоторой натяжкой. Единственное, что по-настоящему связывает всех без исключения, так это общее беспокойство по поводу разрушительного влияния коронавируса.
И еще до начала саммита было ясно, что станет главной темой, вирус, конечно, и защита от него. Вот и генсек ООН Антониу Гутерриш говорил о вакцине: «Последние успехи в области вакцины от COVID-19 дают нам луч надежды. Но этот луч должен осветить всех. Это значит, вакцина должна восприниматься как глобальное общественное достояние, доступное везде и каждому, вакцина для народа».
Если уж пользоваться терминологией господина Гутерриша, то в России зарегистрированы уже два таких луча, на подходе третий. Фармкомпании Китая и Индии открывают центры производства российской вакцины «Спутник V», причем в интересах третьих стран тоже. Испытания идут, например, в Бразилии и Венгрии. Чем не пример для подражания? Но не секрет, что большая политика проникает и в такую вроде бы кристально гуманитарную сферу.
Российский президент не раз призывал не политизировать тему, то есть, по сути, не выяснять, чей луч ярче: «Россия поддерживает проект ключевого решения нынешнего саммита, направленного на то, чтобы сделать эффективные и безопасные вакцины доступными для всех. Без сомнения препараты для иммунизации являются, должны являться всеобщим общественным достоянием, и наша страна, Россия, конечно, готова предоставить нуждающимся странам разработанные нашими учеными вакцины. Масштаб пандемии обязывает нас задействовать все имеющиеся ресурсы и разработки. Наша общая цель сформировать портфель вакцинных препаратов и обеспечить все население планеты надежной защитой. Это значит, что работы, уважаемые коллеги, хватит на всех, и мне кажется, что это тот случай, когда конкуренция, может быть, неизбежна, но мы должны исходить прежде всего из соображений гуманитарного характера и поставить во главу угла именно это».
Кризис, спровоцированный пандемией, Владимир Путин в своем выступлении сравнил с Великой депрессией тридцатых годов прошлого века, ни с чем подобным мир с тех пор не сталкивался. У каждой страны свой путь в противостоянии угрозе, и Россия, разумеется, не исключение, впрочем, двадцатка для того и существует, чтобы не просто сверить часы, а решить, что конкретно крупнейшие экономики могут сделать в этой тяжелой глобальной ситуации вместе.
– Серьезно подорван рост национальных экономик, пандемия уже унесла десятки, сотни тысяч жизней, а миллионы людей лишились своих рабочих мест, доходов и главным риском, конечно, остается вероятность, несмотря на позитивные некоторые сигналы, все-таки главным риском остается массовый долгосрочный так называемый, так называемая застойная массовая безработица с последующим ростом бедности и социальной неустроенности. И роль двадцатки здесь состоит в том, чтобы этого не допустить. Предстоит заняться и решением острых проблем, накопившихся в международной торговле, в частности, стремиться необходимо к сдерживанию протекционизма, отказа от практики односторонних санкций, к возобновлению цепочек поставок. В рамках двадцатки следует продолжить поиск общих подходов к реформированию Всемирной торговой организации в соответствии с современными вызовами. Без стабильной, эффективной, многосторонней торговой системы, основанной на универсальных нормах и принципах, эту задачу решить невозможно, а альтернативы Всемирной торговой организации сегодня нет.
Это лишь некоторые вопросы, которые обсуждают лидеры двадцатки. Король председательствующей в ней Саудовской Аравии предложил перед лицом современных угроз оглянуться назад: «Лидеры "Большой двадцатки" впервые собрались 12 лет назад, когда мир столкнулся с финансовым кризисом. Результаты, которых мы достигли, доказывают, что G20 – самый эффективный форум международного сотрудничества в борьбе с кризисом. Сегодня мы столкнулись с новым кризисом, который сильно повлиял на человечество и мировую экономику. Я уверен, что саммит в Эр-Рияде достигнет решающих результатов, а также внесет коррективы в экономику и политику, и у человечества появится надежда».
Особенность трансляций пленарных заседаний двадцатки и в докоронавирусные времена сводилась к тому, что широкому кругу зрителей было доступно лишь выступление хозяина саммита. А речи остальных лидеров каждой национальной делегации в отдельности. И еще не было случаев, чтобы возникла потребность делиться. Для журналистов всегда представляли интерес переговоры в кулуарах, что называется на полях, ну а сейчас и полей-то нет, только пески в ролике организаторов.
Но, если судить по приветственным видео в соцсетях глав государств от Турции и Италии до Великобритании и Бразилии, все они не против объединить усилия в борьбе с невидимым без микроскопа коронавирусным врагом. Осталось только сделать. Виртуальная встреча завершится завтра итоговой декларацией.
Впрочем, общая сегодняшняя фотография участников G20, наверняка, войдет в историю.