Президент предложил решение проблемы уничтожения лесов в России черными лесорубами
Черные лесорубы губят национальное сокровище России. Тысячи и тысячи гектаров пустоши, которые когда-то были тайгой. Что делать — решение проблемы предложил президент. Большие перемены во всей цепочке от вырубки до переработки и экспорта. Сейчас в этих отраслях заправляет серый бизнес. Почему чем дальше в лес, тем больше криминала?
Так и хочется сказать: «Этот ряд елок я посадил сам». Недалеко, кстати, от истины. Пионерские десанты по высаживанию елок и восстановлению леса, в Советском Союзе были повсеместны. «Берегите лес — наше богатство!» Лозунг тех времен, возведенный в ранг государственной политики. К которой были привлечены даже композиторы. Чего стоит, хотя бы оратория, написанная Дмитрием Шостаковичем, «Пионеры сажают лес».
Кто знает, если бы в те годы государство не уделяло столько внимания этому, оставалась бы Россия до сих пор страной, где растет пятая часть всех лесов планеты. Практически бесконтрольная вырубка началась в России в смутные 90-е. Старые законы уже не действовали, а новый Лесной кодекс появился лишь к 2006 году. На бумаге лесное хозяйство отдавалось под контроль регионам, вырубка регламентировалась пошлинами и разрешалась лишь после проведения аукционов. Но в самом лесу на это обращали внимания мало.
«То, что там происходит, вообще ни в какие ворота не лезет. И главенствующий принцип здесь, к сожалению, остается: любой ценой взять объемы, а после хоть трава не расти. И не растет — ни трава, ни лес не растет. Потому что повсеместной практикой стали так называемые серые схемы выделения лесных участков, ну и вообще жульничество процветало так, как никогда, расхищение просто зашкаливало, процветали хищнические, нелегальные вырубки», — сообщил президент.
И, к сожалению, это продолжается. Только в этом году ежедневно фиксировалось 35 случаев незаконной рубки леса. Вот так выглядит сегодня местами тайга. Квадраты — это вырубки, каждый из которых площадью до пяти гектаров. Причем многие черные лесорубы, а этот термин появился в 90-х, спокойно платили штрафы и продолжали вырубать лес. Всего 10-20 тысяч, и свободен. Размер их заработка в разы больше. Общая сумма штрафов по стране около 12 миллионов рублей. А вот ущерб — почти четыре миллиарда. За последние месяцы этого года больше всего вырублено и похищено леса в Красноярском, Забайкальском крае, Свердловской и Нижегородской области, а также в Бурятии.
Меньше всего пострадала от черных лесорубов в этом году Вологодская область, где следить за лесами начали из космоса.
Сделать подобную информационную систему единой для всей страны с электронным общим лесным реестром, спутниковым контролем и одинаковыми для всех регионов правилами торговли президент потребовал в кратчайшие сроки.
«Это позволит ликвидировать всякого рода лазейки, серые схемы, избавиться от криминальной составляющей лесного бизнеса и притом сделать более удобной работу добросовестных компаний и предприятий. В пилотном режиме система учета древесины и сделок с ней должна заработать с 1 января будущего года», — сказал Владимир Путин.
Не менее важно пресечь контрабанду. Лес не просто рубят. С таким количеством сегодня не справится все предприятия лесной и деревоперерабатывающей промышленности страны. Лес вывозят за границу. Главным образом — в Китай. Под видом уже готовых пиломатериалов уходят вековые ценные породы кедра.
Красноярская таможня задержала очередной состав. По документам эти бревна — доски. А значит, на них другая пошлина. Как только не декларируется «кругляк» — ценная, необработанная древесина, и каких только липовых документов не выписывают себе контрабандисты. Лазеек в законодательстве, к сожалению, множество.
«Объем не соответствует весу, большое количество наименований древесины, большое количество заявленных диаметров, не тот производитель, не тот участок, с которого она произошла. Таких нарушений достаточно много выявляется», — рассказал начальник Сибирской электронной таможни Егор Вегнер.
Для того, чтобы этой вольнице наконец-то пришел конец, причем, не на бумаге, а на деле, «кругляк» в скором времени вывозить из России перестанут совсем.
«Поручаю с 1 января 2022 года ввести полный запрет вывоза из России необработанных или грубо, только для вида обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород. Также предлагаю ввести должность главного федерального государственного лесного инспектора по субъекту Федерации», — сообщил глава государства.
То есть в стране должны появиться конкретные люди, отвечающие за лес. К сожалению, после развала СССР, таких не было, а региональные власти зачастую не успевали или же не были заинтересованы следить за тем, что происходит в тайге. Ее только вырубали, не оставляя шансов на восстановление.
Тогда же появился почти правдивый и горький анекдот про «черного лесоруба», который устроился в лесозаготовительную контору. Дали ему топор, выделили делянку и уехали. Вернувшись через неделю, обнаружили огромную просеку на десятки километров, в конце которой топором орудовал лесоруб: «- Где ж ты этому научился? — В Сахаре! — Так там же нет деревьев! — И у вас не будет!»
Все ранее незарегистрированные лесозаготовительные конторы возьмут на строгий контроль. Для этого Совет Федерации предлагает увеличить штат лесников, то есть тех, кто непосредственно следит за тем, что происходит в лесу. Ведь по лесному Кодексу 2006 года их сократили, и на каждые 20 человек, приходится сейчас, внимание, 700 тысяч гектаров. Это, словно иголка в стоге сена. В свою очередь министр природных ресурсов говорит о том, что вместо каждого срубленного дерева уже к 2024 году планируется высадить новое.
«Каждый субъект Российской Федерации — в идеале это моя мечта, я думаю, что мы обязательно ее реализуем, — должен иметь, конечно, питомник. Тогда мы будем понимать, что, сколько бы леса мы ни вырубали, как бы мы промышленно ни развивали нашу страну, мы все равно будем его восстанавливать», — сказал министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин.
Также президент поручил правительству запустить программу помощи малым предприятиям деревообработки на переоборудование производств. Чтобы полулегальные лесопилки исчезли вовсе или смогли перепрофилироваться в крупные производства, изготавливающие мебель, уже готовые деревянные дома, бумагу. Причем необходимо поддержать молодых специалистов, которые захотят прийти в отрасль, по схеме, схожей с поддержкой молодых специалистов на селе, то есть дав им жилье и достойную зарплату. Только так понятие «черный лесоруб» может исчезнуть. А лес снова станет нашим общим богатством.