Аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым
Президентские выборы в Белоруссии состоялись почти две недели назад. А за океаном — в Америке — голосование только предстоит. До дня икс — 2,5 месяца. Самое время сравнить подходы кандидатов к ключевым вопросам. Авторский комментарий Михаила Леонтьева о том, как Дональд Трамп и Джо Байден по-разному видят будущее энергетики.
Однако, здравствуйте!
В условиях некоторой неопределенности с исходом американских выборов интересно обратить внимание на стратегии конкурирующих кандидатов в области энергетики. Точнее — нефтегазовой. И что нам с этого светит.
Трамп открыто объявил целью не просто энергетическую безопасность США, а достижение энергетического превосходства в мире. Реализуя эту стратегию, Трамп последовательно отменял указы, подписанные Обамой об ограничении добычи нефти в Арктике. Одно из последних действий — ликвидация запрета на бурение в охраняемых природных зонах Аляски.
По подсчетам «Нью-Йорк Таймс», к нынешнему лету Трамп полностью отменил около 100 регулирующих норм в области охраны окружающей среды. Дал разрешение на строительство нефтепровода Кистоун из Канады в центральные штаты США. Проводил политику корпоративных льгот и поощрения субсидий для нефтегазовых компаний. За время президентства Трампа была создана мощнейшая экспортная инфраструктура, США вышли на первое место по добычи нефти и впервые за 40 лет начали экспортировать не только газ, но и нефть. В январе 2019 года высокопоставленный анонимный чиновник в администрации Трампа заявил изданию «Политико»: «Это во многом и вопрос политики в области международной безопасности. Мы замахнулись на русских. Они нам по зубам».
Из кинофильма «Берегись автомобиля»:
- Положь птичку!
Положил птичку проклятый коронавирус, обрушивший всю эту трампову стратегию. По-человечески можно понять горькую обиду Дональда Фредовича на китайцев, которых он виноватит во всех своих бедах.
COVIDный кризис нанес мощнейший удар по стратегии Трампа. За несколько месяцев добыча нефти с невероятных 13 млн бареллей сократилась почти на 18%, это больше, чем сокращение у участников ОПЕК+. Инвестиции в отрасль упали на четверть, количество действующих буровых сократилось в пять раз от пиковых значений начала прошлого года. По информации «Блумберг», 70% производителей сланцевой нефти в США угрожает банкротство.
Было бы крайне самонадеянно хоронить американские сланцы. Восстановление спроса неизбежно, а вместе с тем и рентабельной цены, хотя эксперты единодушны в том, что прежнего сланцевого бума уже не будет никогда. Но тут пострадавших поджидает новая напасть, от которой они могут уже и не оправиться.
Кандидат от демпартии анонсировал программу под многообещающем названием «План революции во имя чистой энергии в области охраны окружающей среды», где, в частности, обещает вводить требования по «агрессивному лимитированию метанового загрязнения для новых и действующих операций в области нефти и газа, запретить новые разработки нефти и газа на общественных землях и водах». А также гидроразрыв пласта, с помощью которого и добываются сланцевые газ и нефть. Намерен потребовать общемирового запрета на субсидирование добычи ископаемого топлива. Обещает вернуться в Парижское соглашение по климату, бороться за обнуление выбросов парниковых газов к 2050 году. Вложить 1,7 трл долларов в «зеленую энергетику», заставить нефтегазовые компании платить экологический налог, а страны, не выполняющие обязательства по сокращению выбросов, углеводородные пошлины на свои товары.
Это только кажется зелено-розовой демагогией. На самом деле, уровень массовой истерии, насаждаемой «климатическим лобби», таков, что выражать скептицизм по поводу их отдельных допущений, а уж тем более выдвигать пошлые аргументы про экономическую эффективность, становится не только неприлично, но и прямо опасно.
Из кинофильма «Берегись автомобиля»:
- Почему я не могу жить свободно, открыто? Господи, когда все это кончится?
- Никогда! А что ты имеешь в виду? Ты знаешь, что я могу за это с тобой сделать?
Глава сланцевой компании Continental Resources Херольд Хэмм прокомментировал энергетическую стратегию демпартии: «Это — не экономика. Это не основано на реальности и люди должны быть обеспокоены, когда слышат такие вещи».
Вот пусть они и беспокоятся. Потому, что в нынешних обстоятельствах, когда нам от отношений с американцами не приходится ждать ничего, кроме геморроя, нам позволительно взглянуть на эту историю с другой стороны. С паршивой овцы — хоть шерсти клок.
Однако, до свидания.