Аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым
Однако, здравствуйте!
Лукашенко и Янукович — совершенно разные, казалось бы, типы характеров. Но при этом рисунок, так сказать, роли настолько схож, что невольно заставляет искать закономерности.
Виктор Янукович, победивший на выборах в 2010 году благодаря поддержке пророссийской части украинских избирателей, плавно влился в переговоры об ассоциации с Евросоюзом, которые велись еще с 2007 года при президентстве Ющенко. При этом официальные СМИ настойчиво рекламировали европейский выбор Украины. Янукович выполнил все политические условия, выдвинутые Евросоюзом. В марте 2012 года соглашение было парафировано делегацией, однако Янукович продолжал вилять и тянуть и, после договоренности с Россией о кредите в 15 миллиардов долларов, за несколько дней до объявленного подписания, приостановил процесс. Что и послужило поводом для так называемого Евромайдана, закончившегося государственным переворотом.
Все последние годы Лукашенко публично и громко препирался с Россией по ценам на нефть и газ, размахивая союзным договором. При этом ни на шаг не продвинулся в предусмотренной этим договором глубокой интеграции. Каждый раз Александр Григорьевич клялся, что не поступится суверенитетом Белоруссии, и грозился многовекторностью. Угроза многовекторности особенно усилились с февраля нынешнего года, после обстоятельного визита в Минск госсекретаря Помпео.
А. Лукашенко: «И когда Владимир Владимирович Путин мне задал вопрос «слушай», ну, я ему нарисовал картину, я не блефовал, я ему прямо сказал: «Как мы будем работать, если вы будете подобным образом себя вести. Мы с Балтики будем закупать нефть, вот, через Латвию».
Американцы даже создали специальную смесь «Белый орел», адаптированную к заводам Польши и Белоруссии, чтобы вытеснить оттуда традиционную российскую нефть. При этом степень белорусской интеграции с Россией, конечно, остается не сравнимой с Украиной. Даже во времена Януковича. Одного Янукович точно не делал — не захватывал российских заложников.
А. Лукашенко: «Эти люди — они дали показания — были направлены специально в Беларусь. Прекратите врать и месить всякую мешанину в средствах массовой информации. Вы же уже опозорились».
Провокация с арестом в Минске 33 россиян, нанятых через подставных лиц якобы для охраны то ли в Венесуэле, то ли в Судане, была сляпана украинскими спецслужбами настолько грубо, что уже через несколько дней обнаружились очевидные следы: авиабилеты, купленные через украинские турагентства, сами подставные лица, представлявшиеся российскими дипломатическими или корпоративными сотрудниками, договоры с очевидно поддельными подписями и печатями.
Формат участия белорусских спецслужб в провокации украинских коллег предстоит оценить. Однако если целью операции была конечная дискредитация Лукашенко, то, надо признать, все эти восхитительные нюансы были вполне уместны.
Сегодня основным требованием к Лукашенко со стороны европейских партнеров является круглый стол. Напомним, круглый стол в Киеве в 2014 году привел к подписанию соглашения, включавшего в себя формирование переходного правительства с лидерами Майдана и последующие выборы, под гарантии Германии и Франции.
Соглашение было выброшено на помойку на следующий день силовым захватом власти при полном попустительстве западных гарантов. Сегодня идея круглого стола, продвигаемая Евросоюзом, имеет ровно ту же цель — контролируемый трансфер власти от Лукашенко к оппозиции. Если трансфер ускорится по украинской модели, его гаранты точно не будут возражать. В отличие от Януковича, Лукашенко имел возможность на практике в этом убедиться. Вчера захваченные российские граждане были возвращены.
По инициативе Лукашенко состоялся телефонный разговор между президентами России и Белоруссии. Как сообщает пресс-служба Кремля, «с обеих сторон выражена уверенность, что все возникшие проблемы будут вскоре урегулированы. Главное, чтобы этими проблемами не воспользовались деструктивные силы, стремящиеся к тому, чтобы нанести ущерб взаимовыгодному сотрудничеству двух стран в рамках Союзного государства».
Или так.
Однако, до свидания.