Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
9 августа 2020, 21:00

В Ливане взрыв в порту привел к политическому взрыву

Воскресным вечером вновь вспыхнули беспорядке в центре Бейрута. Силовики используют слезоточивый газ и резиновые пули.

Плюс к массовым беспорядкам и политической нестабильности — экономическое бедствие. Морской порт Бейрута — один из крупнейших на востоке Средиземноморья. Жизнь города и во многом всей страны зависела от его работы. Вот так все выглядело до взрыва — ангары, складские помещения, элеватор — с запасом зерна на весь Ливан.

Последствия катастрофические: пустырь, выжженная земля. И над этой разрухой возвышается, если можно так сказать, скелет здания-гиганта. Это тот самый элеватор. Теперь зерна в Ливане осталось максимум на месяц.

Сразу после трагедии в Ливан были направлены российские врачи и спасатели. Наши специалисты разбирают завалы.

Второй день улица, ведущая к парламенту, становится местом столкновения между протестующими и сотрудниками полиции. Тысячи людей пытаются прорваться к зданию парламента, но проходы забаррикадированы. За железным забором находится полиция. Протестующие закидывают петарды, пытаются через него перелезть, летят через забор и камни. Собственно от туда периодически полиция стреляет граната и со слезоточивым газом, чтобы оттеснить протестующих. Люди теряют создание, скорые уже дежурят рядом, но толпа возвращается вновь. Ближе к парламенту еще одно место столкновения.

Полиция блокирует дорогу, протестующие закидывают их камнями, и силовики также отвечают слезоточивым газом. Сегодня многие уже подготовились к этому — надели очки и респираторы.

Вообще еще накануне, эта акция протеста не планировалась — активисты утром рассылали в соцсетях призывы вновь выйти на улицу, и жители Бейрута вновь на том же месте. Некоторые протестующие действуют той же тактикой — пока у здания парламента идут стычки, небольшие группы врываются в другие правительственные здания. Сообщается, что протестующие ворвались в два министерства — труда и по делам перемещенных лиц. Пока полиция не разгоняет демонстрантов, вероятно, начнут позже.

О том, как прошли вчера акции протеста, а также о том, как прошла эта тяжелая неделя для Бейрута, в специальном репортаже.

Ближе к ночи беспорядки в Бейруте разгорелись сильнее. Протестующие поджигают здание ассоциации банков Ливана. Полиция отвечает резиновыми пулями. Подключается ливанская армия и наконец вытесняет агрессивно настроенных активистов с площади Пляс де Мартир.

Полиция пошла на штурм протестующих, делают коробку и постоянно вытесняют с центральных улиц протестующих, полетела еще одна граната со слезоточивым газом, силовики продвинулись еще на 200 метров вперед.

Офицеры идут в толпу поговорить. Взрыв в порту стал спусковым крючком для ливанцев, выживающих во время кризиса.

«Наши дом разрушены, наши офисы разрушены, у нас нет работы, мы все потеряли», — говорит мужчина.

«Мы вышли на улицы из-за коррупции, которая длится годами, десятилетиями. Мы устали. Произошел взрыв — никто до сих пор не уволен, всем все равно», — отмечает протестующий.

Демонстрация, начавшаяся еще днем, почти сразу переросла в массовые беспорядки. Пока одни протестующие сооружали эшафот для политических лидеров, другие ринулись штурмовать парламент.

Сотрудники полиции блокировали дорогу — протестующие использовали камни, пиротехнику. Вначале силовики отступают, отбивая булыжники на лету, но вскоре дают отпор и на площади появляется много крови. Данные в местных СМИ разнятся: одни сообщают о том, что во время протеста пострадали 700 человек, другие пишут — 500, включая 70 полицейских. Сегодня департамент полиции подтвердил информацию о гибели одного человека.

Отдельные группы действует четко по плану, захватывая правительственные здания. Первая занимает здание Министерства энергии. В МИДе демонстранты объявляют о создании своего оперштаба. Из окон Министерства охраны природы показывают флаг на радость толпе, а из Минэкономики разбрасывают пачки документов.

Но уже к полуночи, как сообщают местные СМИ, митингующие покинули не только здания, но и улицы. Возможно, многие поверили заявлению премьер-министру Ливана. Демонстранты требовали отправить руководство страны в отставку, и он пошел на уступки.

«Ситуация требует принятия исключительных решений, и единственный выход из кризиса — досрочные выборы. Я обещаю выдвинуть такую инициативу на предстоящем во вторник заседании кабинета. Считаю, что для подготовки выборов правительство может остаться у власти еще два месяца», — заявил премьер-министр Ливана Хасан Диаб.

Уже сегодня руководители сразу нескольких ведомств объявили о намерении уйти со своих постов. Премьер назвал и причину, по которой взорвалась аммиачная селитра — халатность. И вот характерный пример. Президенту Ливана Мишелю Ауну доложили об огромных запасах взрывчатых веществ еще 20 июля, и он отдал приказ дословно: «сделать то, что необходимо». Сейчас, когда журналисты спросили его, почему он не проверил выполнение своего распоряжения, Аун ответил, что «не имеет полномочий иметь дело с портом», и вообще «у него слишком много обязанностей».

Страна сейчас еще и на грани экономической катастрофы. Сам Ливан производит крайне мало — львиная доля импорта продовольствия проходила через эти причалы.

Еще до взрыва экономика Ливана стремительно рушилась — в несколько раз выросли цены, банки ввели жесткие ограничения на снятие со счетов. Хермес Жахир так и сидит у разбитых дверей своего магазина.

«Все рабочие берут только наличные, чеки не принимают. Восстановить невозможно, к тому же это по сегодняшнему курсу невероятно дорого», — говорит он.

«Один доллар был равен полутора ливанским лирам, а сейчас стоит почти 10. Даже мешок картошки теперь стоит в три раза дороже. Много людей остались без работы, без жилья — мы даже не можем никуда уехать», — признается девушка.

Налицо всеобщий кризис в стране, где тонны опасного вещества целых семь лет были бесхозными.

На фоне отчаяния людей и уличных протестов ставки повышает лидер одной из оппозиционных партии «Катаиб» Сами Жмайель. Пламенную речь он произнес на похоронах генерального секретаря своей партии, который погиб во время взрыва.

«Мы приняли решение этим утром подать в отставку и покинуть правительство. Мы собираемся перейти к конфронтации, потому что мы не принимаем то, что произошло вчера. Это поворотная точка в истории Ливана, и у граждан Ливана есть права, как у мусульман, так и у христиан, чтобы построить лучшее общество для наших детей и для нас самих», — заявил Сами Жмайель.

Из-за обострения обстановки в стране поиск спасатели из Чехии свернули поисковую операцию, а вот наши специалисты по-прежнему круглосуточно на завалах.

Отряд “Центроспас” — опытные специалисты. Александр Зинченко уже 25 лет работает в зонах ЧС работы — наводнение на Шри-Ланке, землетрясения в Чили и Индонезии. Здесь ищут тела ливанских коллег.

“Неизвестно, где оказалась как минимум одна пожарная команда, которая может быть была на этой стороне, может быть на той, потому что дальше, в эпицентре не осталось практически ничего», — говорит спасатель отряда «Центроспас» Александр Зиниченко.

Сехер Фарез готовилась выйти замуж, но в тот день пожарный расчет отправили тушить возгорание в морском порту — в самый эпицентр взрыва.

В замедленной съемке можно увидеть, как волна пожирала здания одно за другим. Взрыва была два — сначала в Святого Марона даже не остановили литургию, но потом…

«Сейчас мы на карантине, и в церкви были только сестры. Больше всего пострадали от осколков те, кто сидел рядом с окнами. Нас отбросило взрывной волной», — рассказывает Марван Моуавад.

Витражи разбились, но изображение Христа чудом уцелело. С огромным потоком раненных ливанские больницы не справлялись. В Бейруте МЧС России экстренно разворачивает мобильный госпиталь с операционными и реанимацией, он принял уже около двухсот раненых.

«Россия не впервые помогает ливанскому народу и вот теперь рука помощи коснулась и меня лично. Мне нужен был только переводчик, чтобы точно объяснить, что со мной произошло, а остальное сделали русские врачи», — рассказывает пациент.

Многие ливанские врачи получали образование в России и других постсоветских странах. Нидал Хасан отучился на ветеринара, но в день трагедии от безысходности к нему стали привозить раненых — одна девушка была в тяжелом состоянии.

«Она умирала. В больнице они не могли помогать, поэтому я сделал операцию в ветеринарной клинике. Сейчас у нее все хорошо, она мне звонила сказать спасибо», — рассказывает ветеринар Нидал Хасан.

После ночных беспорядков у врачей в переполненных больницах еще больше работы. Правительственный квартал расположен вплотную к морскому порту, но при взрыве здания почти не пострадали — элеватор поглотил основную мощь ударной волны. А вот как здания выглядят теперь — первые этажи обгорели, лежат обломки.

В отличии от взрывной волны волна политических потрясений всегда может вернуться.

Читайте также: