Самозахват живописных территорий у воды — проблема общероссийского масштаба
Жители прибрежных зон часто вынуждены терпеть более чем неприятное явление — самозахват территории, который устраивают их соседи. Они против всех правил и законов огораживают живописный участок для себя и никого дальше своего забора не пускают. Проблема поистине всероссийского масштаба. В некоторых регионах к решению уже подключились активисты ОНФ.
Голубыми озерами в Тульской области теперь можно любоваться лишь издалека. Проход к ним для местных жителей перекрыли многокилометровым забором. Вместе с озерами за оградой остались лес и дикие животные.
«Олени, косули, кабаны… В выходные приезжают машины, охотятся. Отдыхают люди в свое удовольствие, а местным жителям сюда никак не попасть», — говорит Дмитрий Астахов.
Проход к водоему ограничить нельзя — это нарушение федерального закона. Даже если земля у воды в собственности, забор не может стоять ближе чем в 20 метрах от береговой линии. Чтобы вернуть доступ к озерам, люди обращались к чиновникам, но безрезультатно.
«Общественная палата Тульской области рассматривала наше ходатайство. В связи с тем, что земельный участок находится в частной собственности, нам было рекомендовано провести дополнительную работу с жителями», — сообщила замглавы администрации Суворовского района Тульской области Елена Булейко.
Похожая ситуация и в Челябинской области. Озеро Кум-Куль огорожено восьмикилометровым забором с колючей проволокой. Его соорудили владельцы баз отдыха. Местным дачникам оставили лишь маленький пляж. И даже сюда пускают только по графику или за деньги. Пожарные проезды тоже перекрыты.
В прошлом году главе района прокуратура вынесла предписание об устранении нарушений. Администрация даже предъявила иски к владельцам турбаз. Но жителям к озеру до сих пор не пройти. К решению проблемы подключился «Общероссийский народный фронт».
«У нас есть подозрения, что просто самозахват участков. Администрация Аргаяшского района, видимо, вообще не работает, не озадачена этой проблемой. С этим мы уже сталкивались и на других водоемах. В том числе и прокуратора, тоже непонятные какие-то отписки. Но мы сейчас будем изучать документы и писать во все инстанции необходимые от нас письма», — сказал член регионального отделения ОНФ Виталий Воронов.
В Курске нарушителями заинтересовался комитет экологической безопасности. На одной только реке Тускарь в этом году 70 случаев самозахвата береговой полосы.
«Люди, когда планируют свой земельный участок, обращаются к кадастровому инженеру, а кадастровый инженер зачастую формирует их так, как нужно владельцу. В связи с тем и происходили эти накладки. Прокуратура и судебные органы отменяют эту регистрацию и восстанавливают границы прибрежной зоны, то есть 20-метрового расстояния от уреза воды», — сообщил начальник отдела государственного контроля комитета экологической безопасности и природопользования Курской области Игорь Гуторов.
Из-за таких построек у воды невозможно еще и контролировать экологическое состояние реки. Вдоль берега образуются завалы из аварийных деревьев. Местные жители их не убирают. Общественники провести расчистку тоже не могут: нет доступа к береговой линии.
Заборы и причалы снимают на камеру с воздуха. Составляют карту нарушений и сверяют ее с кадастровой. Потом это служит доказательством в суде. Но сначала устанавливают собственника и идут к нему домой, чтобы предупредить об ответственности. Если не открывают двери, тогда по адресу отправят письмо с предписанием демонтировать незаконный забор. За неисполнение грозит штраф от трех до пяти тысяч рублей. Но если суд решит, что из-за самовольных построек был нанесен еще и значительный вред водоему, сумма штрафа может увеличиться уже многократно.