В России ввели наказание за выдачу диагностической карты без осмотра автомобиля
Новость, которая касается автомобилистов. За фиктивный техосмотр теперь будут наказывать. Уголовная ответственность и штраф до 300 тысяч рублей для неаккредитованных организаций, которые выдадут автовладельцу так называемую диагностическую карту просто так, без осмотра реального. И уже скоро нас ждет масштабная реформа, которая необходима для нашей же безопасности. Согласитесь: состояние многих машин, которые можно встретить на дорогах, мягко говоря, далеко от идеального.
«Симфония», хорошо знакомая нескольким поколениям советских автомобилистов. ВАЗ-2106, 88-го года выпуска, Сергею Романову достался от деда, чтобы классика оставалась нестареющей, регулярно проверяет состояние: «Технически я не подкованный человек. Для меня официальное прохождение техосмотра — гарантия того, что у меня по дороге там не отвалятся колеса, не улечу в кювет».
Редкая сознательность, говорит Александр Байрацкий, у него официальный пункт техосмотра в Калининграде, и такие сейчас под прессом нелегалов: «Вот, пожалуйста, купить техосмотр онлайн, без прохождения, без прохождения».
Онлайн, кажется, удобно, но многие автолюбители и не догадываются, как делается такая диагностическая карта.
– У страховых агентов покупают, которые не имеют своей станции, а имеют пароль. Или же взламывают пункты техосмотра, – говорит Александр Байрацкий, владелец лицензированного пункта техосмотра.
Работа этих нелегальных точек продаж без аккредитации теперь относится к незаконному предпринимательству, 171-я статья уголовного кодекса. Если будет причинен ущерб, например, при ДТП, или получен доход, тот же нелегальный извоз, будет наказан тот, кто выдал липовый техосмотр, штраф до 300 000 рублей, обязательные работы до 480 часов или шесть месяцев ареста. Расследованием таких дел будет заниматься полиция.
– У нас парк автомобилей, в среднем, старше десяти лет. И естественно, очень большое количество старых автомобилей на дорогах нашей страны, и, конечно, прохождение технического осмотра – это достаточно важный элемент безопасности дорожного движения, – говорит Сергей Ефремов, заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков.
Есть проблема и серьезнее, диагностические карты массово продают в довесок к полису ОСАГО, уже официалы, безо всякого осмотра. Этой услугой, по разным оценкам, пользуются до 80% автомобилистов. Агенты из интернета сбивают цены, помогают уладить вопрос за 15 минут и вальяжно размышляют о законе и порядке.
Разобраться с этим задумана масштабная реформа техосмотра. Целый пакет нововведений должен был вступить в силу в июне, но из-за пандемии решено было сдвинуть сроки. Среди будущих новшеств в первую очередь – обязательная фотофиксация. В процессе необходимо будет заснять госномер, марку автомобиля, цвет кузова. Фото цифровые, должны содержать точную дату, время, географические координаты, электронную подпись техэксперта. Все это нужно для занесения в единую информационную систему.
Также: диагностические карты полностью переведут в электронный вид, увеличатся штрафы для официальных сервисов, кто продает карты без диагностики, вырастут штрафы для водителей, которые ездят без техосмотра до 2000 рублей. Впрочем, пока не заработали нормы, водители предлагают задуматься о другом неизменном требовании: «Даже пройдя техосмотр, правила дорожного движения обязывают водителя проверить, а в пути обеспечить безопасность выполнения правил дорожного движения. Даже если прям со станции выезжаю».
А пока что из-за пандемии до конца сентября можно оформлять ОСАГО вообще без диагностической карты и предоставить ее позже. Реформа же техосмотра, как отмечалось еще на этапе разработки, приведет к увеличению его стоимости. И главный вопрос, насколько, пока остается без ответа.