Новосибирские ученые работают над еще одним способом борьбы с коронавирусом
Специалисты тщательно изучили антитела, которые вырабатываются при попадании вируса в организм человека, и научились разбирать их, говоря не медицинским языком, «на запчасти». И теперь на основании этих знаний полезные белки можно будет воспроизводить в нужном количестве.
Создать антитела, нейтрализующие коронавирус нового типа, впервые в России удалось здесь, в новосибирском Институте молекулярной и клеточной биологии в лаборатории иммуногенетики.
Антитела – это белки, которые вырабатывает наш организм в ответ на попадание любой инфекции, а затем они эту инфекцию блокируют. Для каждого вредоносного микроорганизма, бактерии, грибка или вируса, они свои. COVID-19 – не исключение. И чтобы эффективнее с ним бороться, новосибирские ученые выделили антитела из крови людей, которые недавно переболели коронавирусом.
– Мы решили взять кровь у переболевших доноров, причем которые переболели очень тяжело, и у которых в крови огромное количество антител. Соответственно, плазма от таких людей является лечебной. И ее используют в терапевтических целях в борьбе с коронавирусом, – говорит Сергей Кулемзин, старший научный сотрудник лаборатории иммуногенетики Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН.
Плазму крови переболевших коронавирусом по примеру китайских коллег практически сразу начали использовать для лечения COVID-пациентов. Донорские пункты снабжают плазмой с антителами инфекционные больницы. Однако плазма — это не медицинский препарат. Специалисты оценивают ее эффективность по-разному. Не известна концентрация антител в ней. Поэтому ученые из Новосибирска и провели их, так называемый, точечный отбор.
– Если у донора это целый спектр разных антител, какие-то нужные, какие-то не нужные, какие-то нейтрализуют коронавирус, а какие-то помогают проникнуть, бывают ведь и вредные антитела, то мы взяли только одно антитело, которое правильное, которое нейтрализует коронавирус. Мы можем делать не подобное, а именно такое антитело, зная его последовательность, его конструкцию. Можем нарабатывать его в любых количествах, – продолжает Сергей Кулемзин, старший научный сотрудник лаборатории иммуногенетики Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН.
Такие размноженные антитела можно ввести в организм человека. Например, в целях профилактики заболеваний людям, входящих в группу риска, пенсионерам или медикам, контактирующим с инфицированными. А можно уже болеющим.
– Когда ничего не может человеку помочь, он в реанимации, на ИВЛ или просто в тяжелом состоянии, мы можем ввести ему антитела в кровь или в дыхательные пути, и такой человек выздоровеет, или ему станет значительно лучше, – рассказывает Сергей Гусельников,- старший научный сотрудник лаборатории иммуногенетики Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН.
– Еще предстоит разобраться с тем, какие из этих антител будут наиболее оптимальными. Нужно будет произвести эксперименты с клеточными культурами и с животными инфицированными. То есть работа сейчас на стадии выполнения научного исследования. Но можно быть совершенно уверенными в том, что вот результаты эти достоверны на сегодняшний день. Они многообещающие. Я думаю, что можно надеяться на успех, – комментирует Валентин Власов, научный руководитель Института химической биологии и фундаментальной медицины Сибирского отделения РАН.
Борьба с коронавирусом в России идет по разным направлениям. Особое внимание уделяется разработки вакцины. Уже есть первые результаты. Это наработки военных специалистов и ученых исследовательского центра Гамалеи.
При этом новосибирская разработка – это не альтернатива вакцине, подчеркивают ученые, это скорее медицинская инновация. Применять на людях начнут лишь после того, как пройдут испытания на животных. Биологи надеются, что это не займет много времени, потому что препарат нужен уже сегодня.