Ровно 40 лет назад в Москве открылась Олимпиада-80
Летняя, жаркая, триумфальная. Ровно 40 лет назад в Москве открылась Олимпиада-80 — единственная, которую принял СССР. Более пяти тысяч участников из десятков стран, более 20 видов спорта, 203 комплекта наград и блестящие победы советских атлетов. Наши спортсмены стали первыми, завоевав 80 золотых медалей и покорив сердца болельщиков. США и ряд других стран бойкотировали Игры. Но испортить праздник не удалось.
У каждого в семье, наверняка, осталось что-то с Олимпиады-80,на память. Что-то с олимпийской символикой. У Антона Верницкого, например, олимпийский значок и олимпийский рубль с той самой узнаваемой эмблемой.
Ведь подготовкой к Играм жила тогда вся страна. Олимпийские ударные стройки, олимпийские мишки, рядами выстроившиеся во всех магазинах СССР, впервые появившаяся на прилавках жвачка. Естественно, с олимпийской символикой.
«И почему все эти подарочные вещи сохранились, как новые? Потому что народ плакал: ой, какая вещь хорошая! И все. И положил в шкафчик, бабушка внучку. Все это лежало, лежало. Вот так все они и сохранились», — рассказывает коллекционер Валерий Бартеньев.
Раздолье для сегодняшних коллекционеров. А перед Олимпиадой страна заполняла дефицит.
Олимпиада-80, хоть и называлась «московской», но проходила не только в столице СССР, но и Ленинграде, Таллине, Киеве, Минске. Олимпийский огонь несли из Афин, передавая друг другу через каждый километр, пять тысяч человек.
Трехкратный олимпийский чемпион Александр Медведь, ныне президент Федерации борьбы Белоруссии, зажигал огонь в Минске.
«Подошел к этому огню, зажег. А после этого надо что-то делать с этим факелом. А он горит, тушить-то его невозможно. Там стояло ведро с водой, я всунул в ведро, выкипела вся вода, пробила дырку, и начал бетон плавиться. Я перепугался», — вспоминает Александр Медведь.
Перепугаешься тут! Ведь разрабатывали факел в НПО имени Климова в Ленинграде. Завод делал, да и делает до сих пор авиационные двигатели. Вот и сделали неубиваемый вариант.
«Будет Земля счастливой и молодой. Нужно сделать все, чтоб вовек Олимпийский огонь не погас. Солнце стартует в небе, как в первый раз… Помню», — говорит певец Тынис Мяги.
Конечно, Тынис Мяги помнит. И свою популярность в Советском Союзе, и то, как сплотила нас всех, единую тогда страну, Олимпиада.
«И я помню, как мы выходим с корпуса своего, где мы жили, а там Лев Лещенко и Винокур. Выходим, а он: "Я тебя своей Аленушкой зову". Винокур подхватил. Лещенко запел», — рассказывает олимпийская чемпионка Стелла Захарова.
Нет, тогда Лев Лещенко не запел ту самую известную песню Олимпиады-80. Она была еще в секрете и прозвучала лишь на закрытии Игр третьего августа 1980-го.
Улетающий медведь и слеза — настолько сильный символ московской Олимпиады, что не повторить его на Играх в Сочи в 2014-м было нельзя. Эти эмоции из разных лет, разных поколений, но они одинаковые
Мы восхищались церемониями открытия и закрытия Олимпиады в Сочи в 2014-м, так же, как и тогда, в 1980-м. И Сергеем Беловым с факелом, бегущим к олимпийской чаше в «Лужниках» по помосту, который держали практически на руках, и огромным «живым» картинам. Это сейчас выглядит наивным, как и новшество тех лет – пластиковые стаканчики, в которые разливали, страшно сказать, ярко-оранжевую газировку. И с тем, и с другим, мы сейчас боремся, как с вредным. А тогда, 19 июля 1980 года, все только начиналось.