Новый виток противостояния между США и Китаем
Дональд Трамп ввел санкции против официального Пекина и отменил торгово-экономические преференции для Гонконга. Он теперь утратит привилегированный статус в деловых отношениях с Америкой. Китай обещает ответить. И вот здесь самое интересное: каким будет этот ответ, волнует и политиков, и финансистов.
Чего не отнять у китайской дипломатии, так это умения не спешить. Уже почти сутки как президент США подписал закон о санкциях против КНР за ее действия в Гонконге, а Пекин лишь пообещал некие встречные меры и тихо их готовит. Есть все основания считать, что ответ на холодную голову будет жестким, пусть и без пафоса, который так люб Трампу. Например, такого.
«Гонконг, на мой взгляд, больше не сможет конкурировать со свободными рынками. Я подозреваю, многие люди покинут город. И мы готовы как следует заработать, потому что мы только что потеряли очень серьезного конкурента», – заявил Дональд Трамп.
Санкции США и в самом деле серьезны. Заморозка активов очередной группы китайских чиновников, запрет на их въезд в США — это мелочи. Главное — американцы отныне не рассматривают Гонконг как особого экономического партнера, которому полагались существенные льготы. К нему Вашингтон теперь будет относиться как ко всему остальному Китаю, то есть плохо.
«Мы все наблюдали за тем, что произошло. Это не очень хорошая ситуация. У них забрали права и свободы», – заявил Дональд Трамп.
Мы все тоже наблюдали за тем, что произошло. Кадры погромов в Гонконге в последние месяцы облетели весь мир. Ребята в черном, как считает Пекин, не без поддержки из-за рубежа, крушили все и вся в поисках демократии. Пекин терпел-терпел, да не вытерпел: две недели назад был принят закон об учреждении в Гонконге подконтрольных центру органов безопасности. Америка сразу заволновалась. Гонконг, наоборот, успокоился.
«Нормальные молодые люди полгода боялись выйти погулять, сходить в магазин или ресторан: в любой момент в голову могло что-то прилететь. А тут волшебным образом все улеглось», – говорит глава молодежной ассоциации Гонконга У Сюэмин.
Вспомним, что такое вообще Гонконг. Бывшая британская колония вернулась под юрисдикцию Китая в 1997 году, став особым районом КНР. По соглашению с Лондоном Пекин обещал там полвека ничего не трогать — ни финансы, ни быт, ни бизнес, взяв на себя только военную и внешнюю политику.
На рубеже веков у Гонконга сменился флаг явно с британскими мотивами. Вместо него появился цветочек со звездочками. Одна, две, три… пять звездочек. Явная аналогия с китайским флагом – те же пять звездочек. Китай еще тогда дал понять, что Гонконг, конечно, особая история, но не стоит забывать, кто в нем хозяин.
Возможно, ничего и не было бы, если кто-то в Гонконге или вне его не решил раскачать лодку под названием «одна страна — две системы». Дальше как снежный ком: новый закон Пекина, новый закон Вашингтона, новый виток в противостоянии Китая с Западом.
«Гонконг — часть территории Китая. Дела Гонконга — это дела Китая. Никто из-за рубежа не имеет права в них вмешиваться. Мы дадим адекватный ответ на все нападки США», – заявила официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин.
Вопрос теперь только в том, каким будет ответ. Эксперты считают, что Китай не станет совсем сжигать мосты на Запад — при всей напряженности в политике, страны слишком завязаны экономически.
«Был такой формат G2 — это Китай и США. То есть все остальные форматы — G20, G7 — носили такой выставочно-факультативный характер. Все вопросы решались в этом формате — мировая фабрика и мировой расчетный центр», – сказал политолог Леонид Крутаков.
Абсолютно точно, что Пекин применит к причастным к принятию антикитайского закона американцам персональные санкции, но это, опять же, их дела. На мировую экономику может существенно повлиять то, что Китай, как поговаривают, вновь введет в отношении США торговые ограничения и начнет избавляться от акций американских предприятий. А может еще и ограничить доступ американцев к редкоземельным металлам, необходимым для производства смартфонов, мониторов, радаров. Или перейти на собственную криптовалюту, разработка которой была анонсирована еще в прошлом году. Это будет означать уже не холодную, какая идет давно, а горячую экономическую войну.
Но хуже всего то, что замаскировано в ответе Дональда Трампа на вроде бы дежурный вопрос — давно ли вы говорили с китайским лидером Си Цзиньпином?
«Давно не говорил. И нет, не собираюсь говорить. Нет таких планов», – сказал президент США.
Не говорить друг с другом — самое страшное. Как в любой семье, так и в большой семье сверхдержав. Попытки Вашингтона под флагом «борьбы за демократию в Гонконге» задавить Пекин, даже не слушая его, опасны для всего мира, все-таки США и Китай – две ведущие экономики планеты.