Аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым
Агрессивно настроенная толпа громит памятники, что называется, без разбора. Под раздачу попадают монументы, установленные в память о людях, которые боролись с рабством и отдавали за это жизнь. О том, почему нынешняя ситуация в Америке напоминает события после развала Советского Союза, размышляет Михаил Леонтьев. Его авторский комментарий в программе «Однако».
Однако, здравствуйте!
Разговоры о том, что политический кризис толкает Америку к гражданской войне, — уже банальность. Гораздо интереснее конкретные формы, как это вообще может произойти в нынешних Соединенных Штатах.
До некоторого времени снос памятников считался постсоветской забавой. После символического сноса памятника Дзержинского в Москве были снесены памятники Калинину и Свердлову. Затем памятникоборческий азарт перекинулся на постсоветские республики, где особым усердием отличилась Украина: там демонтировано почти 2400 советских памятников.
В Америке первая волна сноса памятников вспыхнула после расовых беспорядков в Шарлотсвилле в 2017-м. Тогда атаке подверглись памятники военноначальникам и солдатам южан. Новая, еще более азартная волна борьбы с памятниками охватила Америку в ходе нынешних протестов. В ней приняли активное участие мэры и губернаторы штатов. Наряду с памятниками конфедератам, поруганию подверглись памятники отцам-основателям и президентам Соединенных Штатов, в частности, Томасу Джефферсону в Орегоне, Эндрю Джексону у Белого Дома в Вашингтоне. В Нью-Йорке решено демонтировать знаменитый памятник Теодору Рузвельту. В Сан-Франциско в ходе погромов снесли памятник генералу Гранту, командовавшему войсками северян, сражавшихся против рабства. В Ричмонде и Бостоне протестующие надругались над статуей Колумба.
И закрыли Америку! Действительно. Никогда не поздно исправить историческую ошибку. Если серьезно, снос памятников — наиболее явный, материальный признак смены политико-государственной идентичности. Либеральные комментаторы американского кризиса, вроде того же Фукуямы, постоянно твердят о том, что Америку спасут ее институты. Однако, вот именно над этим — уничижением национальных символов и дискредитацией базовых институтов — трудятся борцы с Трампом. И главного из них — института президентства.
Травля Трампа со стороны проигравших демократов началась сразу после выборов и носит перманентный характер. Два года длилось расследование Мюллера в поисках «русского следа», затем был инициирован импичмент, параллельно Конгресс принял ряд законов, ограничивающих полномочия президента по введению и снятию санкций и другим аспектам внешней политики.
Вот когда в СССР у нас Ельцин боролся с Горбачевым, сменить Горби на посту президента было как бы затруднительно. Гениальный ход — надо убрать пост. Вместе с государством. Так вот, Соединенные Штаты — States — это и есть государства. У них и так до хрена полномочий государственных. Вот, представьте себе, демократические штаты не признают победы Трампа. Ну, или наоборот.
Столкновения по вопросам разделения компетенций между Трампом и оппозиционными штатами и городами начались сразу после его вступления в должность. Около 150 городов и округов и некоторые штаты подали иски в суды и ограничили действие антиимигрантских указов президента. Эти противоречия резко обострились с началом пандемии. А в ходе массовых протестов и погромов, контролируемые демократами штаты — Нью-Йорк, Калифорния, Вашингтон — резко выступили против угроз президента прислать армейские подразделения. Губернатор Иллинойса Прицкер заявил: «Я отвергаю саму мысль о том, что федеральное правительство может послать войска в штат Иллинойс».
Из кинофильма «Собачье сердце»:
- Я тебе завтра устрою сокращение штатов!
- Не бойтесь его, я не позволю ему ничего сделать!
На вопрос CNN, что будет, если Трамп откажется признать поражение и покинуть Белый Дом, Байден ответил: «Этот президент попробует украсть выборы... Есть так много действующих офицеров, военных... Обещаю вам, они выведут его из Белого Дома в момент». Сопредседатель избирательного штаба Байдена конгрессмен Ричмонд: «Я уверен, что генералы из военных, и другие люди, выступят и обеспечат мирный переход власти».
Военные обеспечат мирный переход. А мирные обеспечат военный. Эти могут. Вообще способность либералов давить гусеницами не вызывает сомнений. Их идеалы настолько чисты, что ради них можно все.
Из кинофильма «Неуловимые мстители»:
Звучит песня: «Много в поле тропинок, только правда одна». Надпись на красном фоне во весь экран: «Юным героям Гражданской войны посвящается».
Однако, до свидания.