Претендент на звание города трудовой доблести: Ижевск
Ижевск — без преувеличения оружейная столица страны в годы Великой Отечественной войны — может получить звание «Города трудовой доблести». Винтовки Мосина, противотанковые ружья, авиационные пушки, пулеметы «Максим» — столица Удмуртии выпускала десятки видов оружия. А чтобы быстрее доставлять его на фронт, за полтора года построили почти 150 километров железной дороги. Теперь Ижевск — один из крупнейших промышленных центров России.
Это сейчас сталевары работают из аппаратной, а в 1941-м у мартеновских печей стояли сотни человек, чтобы выплавить сталь для будущих авиационных моторов и пушек. Рабочие буквально жили на предприятии. Конечно, никаких общежитий здесь не было. Спали прямо в цехах. Валились от усталости, засыпая под сильный шум.
Железа не хватало, по всему городу для переплавки искали металлолом, в печи кидали детали старых станков. Именно на этом сталелитейном производстве боевые награды давали за трудовые подвиги. Орден Красной звезды. Только вместо горящего танка — раскаленная печь. Нужен ремонт, чтобы выпустить металл в срок.
«Обливали водой, обдували кислородом, через какое-то выходил из этой печи, вновь обливали, он снова туда лез. Это все сделал один человек», — говорит председатель совета ветеранов ПАО «Ижсталь» Хамзя Музеев.
Закаленную сталь отправляли на машиностроительный завод, где делали десятки видов оружия — винтовки Мосина, противотанковые ружья, авиационные пушки, пулеметы «Максим». «Тысячники» — те, кто выполнил за смену 10 предвоенных норм. На заводе таких становилось все больше и больше. Из такой заготовки должен был получиться идеальный клинок.
«В винтовке деталей было около 80. Многие имели сложную форму, которую приходилось доводить вручную», — говорит ведущий конструктор «Ижмаш» Сергей Горбунов.
Эшелоны с оружием приходилось отправлять на фронт в объезд. Требовалась прямая железнодорожная ветка. В начале войны началось строительство дороги Ижевск — Балезино. 145 километров пути всего за полтора года. Из инструментов только кирки и лопаты.
«Техники было очень мало, практически все строительство выполнено вручную», — рассказывает сотрудник музея Ижевского региона Горьковской железной дороги Татьяна Титова.
Строили не только заводы и так нужные дороги. В Ижевске в 1943-м, несмотря ни на что, открывается цирк, он проработал всю войну. В городе были открыты и кукольный театр, и клубы. И дети, внезапно ставшие взрослыми, все равно оставались детьми.
«До восьми работаешь. Дома немного побудешь и идешь на ночные танцы. Взяла туфли и пошла. Часов до трех танцуешь, отдохнешь дома и к восьми на работу», — вспоминает труженик тыла Маргарита Ранченко.
Они ни на секунду не сомневались в победе. И жили каждый день – работали с утра до ночи, танцевали, уставали, недоедали, засыпали замертво и просыпались вновь, чтобы однажды услышать из репродукторов — «Победа!»