Участник легендарного Парада Победителей делится воспоминаниями о незабываемом событии
Уже в эту среду героев Великой Отечественной будут чествовать в Москве на торжествах по случаю юбилея Победы. Петр Сагана — участник того самого легендарного Парада Победителей в 1945-м. Когда началась война, Петр Павлович был еще мальчишкой — 15 лет. Два года он провел в немецкой оккупации, а потом сбежал на фронт. Сейчас ветерану 94. Но он по-прежнему молод душой.
«Я сдал в апреле месяце на права перед тем, как меня взяли в армию», — рассказывает Петр Саган.
Интересно, а много ли в мире людей с водительским стажем в 77 лет? В свои 94 Петр Павлович Саган — активный автолюбитель и вообще сохраняет завидную бодрость, что называется, и тела и духа — делает ежедневную зарядку, пишет стихи и, как сказали бы в старые времена, политически подкован. Шанс продемонстрировать выпал четыре года назад в Лондоне, туда на праздник Победы пригласили союзники по антигитлеровской коалиции. И вот в какую рифму сложилось выступление ветерана.
«Нас ныне старость беспокойна с тревогой, болью и нуждой, так дайте ж нам дожить достойно, блок НАТО, не угрожайте нам войной. И, когда я сошел с трибуны, а там же корреспондентов много было, и вот американская женщина-корреспондент подошла и говорит: «А кто вам угрожает?» Я говорю: «Как кто — блок НАТО». «Чем?» Я говорю: «Вы же нас ракетами кругом обставили, это же явно нам угроза, говорю», — рассказывает Петр Саган.
Петр Павлович в тот день прошел во главе колонны Бессмертного полка. Он, вообще, человек известный — в родном Ногинском районе его портреты на билбордах, о нем пишут местные газеты, но к вниманию прессы фронтовику не привыкать — впервые статья о нем вышла в полковой многотиражке в мае 45 года, когда гвардии старший лейтенант Саган спас немецкую девочку в разрушенном доме в Берлине.
«Поднимаюсь на третий этаж, дверь чуть приоткрыта в зал, смотрю, женщина лежит без признаков жизни. И возле нее маленькая девочка такая курчавая, белокурая. Ну и тогда думаю, надо отнести, тут рядом стояли санитары немецкие, отдать девочку. Значит, подошел я, говорю: «Возьмите киндер у меня, мне же надо ехать туда». И выходит женщина такая в белом халате с крестами красными и протягивает руку, взять эту, она как заплакала, отвернулась от нее и в меня как вцепилась за шею. Так ее с трудом отрывала от моей шеи, от меня эту девочку», — вспоминает Петр Саган.
И хотя все знают, что прообразом знаменитого воина-освободителя в Трептов-парке, того, что с девочкой на руках, стал сержант Масалов, однополчане потом говорили: чем-то лицо бронзового солдата напоминает Сагана. Война застала его 15-летним мальчишкой на Украине, потом было два года немецкой оккупации, долгожданное освобождение в 43-м, школа артиллеристов и фронт. Петр Павлович командовал орудийным расчетом — освобождал Белоруссию, штурмовал Берлин, и был свидетелем исторической встречи союзников на Эльбе, говорит, вот уж действительно воспоминание на всю жизнь!
«Братались, я в первый раз видел, я никогда в жизни негров не видел, они большие, черные такие, думаю, что за люди?! Не видел негров», — рассказывает Петр Саган.
В июне 45-го расчет Петра Сагана вместе с пушкой отправили эшелоном в Москву на парад Победы.
«24-го нас на исходное положение, сказали подготовиться, все. Подцепили нашу пушку, и мы поднялись на брусчатку Красной площади. Справа — Мавзолей, стояло правительство. Я скомандовал: «Встать, равнение направо». И под козырек мы поприветствовали правительство, опять спустились на Васильевский спуск, по набережной в Сокольники. И нам дали усиленный паек, дали по сто грамм и сутки отпуску, куда хочешь», — вспоминает Петр Саган.
Послевоенная жизнь Петра Сагана забросила еще и на ликвидацию аварии в Чернобыле, он вывозил жителей Припяти в безопасную зону. Нам и не представить, сколько испытаний выпало на долю таких вот железных людей, а он, глядя на гаубицу у мемориала павшим, вспоминает свою противотанковую пушку и говорит: бывших артиллеристов не бывает.