Претендент на звание города трудовой доблести: Красноярск
Теперь о тех, кто ковал для нас Победу в Великой Отечественной войне. На новое звание «Город трудовой доблести» претендует Красноярск. Сутками напролет на фронт там работали больше 20 заводов и фабрик. Чего стоят одни только зенитные пушки, которые там выпускали. Именно из них было сбито большинство фашистских самолетов. И это, конечно, не единственная заслуга.
Семнадцатилетняя Валя не сдалась, три месяца уговаривала принять ее на завод. И победила. Вспоминает бессонные ночи: смены длились по двое и а то и по трое суток. Собирала приборы для связи и навигации.
«Работали мы добросовестно. Очень добросовестно. Хоть и пришли мы со школьной парты, но мы все знали, что это все для Победы», — вспоминает Валентина Иконникова.
В годы войны в Красноярск эвакуировали больше 20 промышленных предприятий. Секретный завод номер 327 прибыл из Ленинграда. В основном изготавливали самолетно-переговорные устройства, их выпустили больше 24 тысяч. Но была и штучная продукция.
«Вот этот радиоприемник-шар, это была военная тайна, потому что он секретный, профессиональный, тогда еще можно было сказать «помехозащищенный». Это значит, что невозможно его подслушать, а это было очень важно», — поясняет директор музея НПО «Радиосвязь» Ольга Новикова.
Еще одна разработка — радиомаяк «Колба», служил навигацией для самолетов, его изготавливали для секретной трассы Аляска-Сибирь. По ней советские летчики перегнали больше восьми тысяч американских и британских самолетов: «аэрокобры», «спитфайеры», «бостоны». Одна из самых длинных и сложных трасс, ее протяженность от Фербенкса до Красноярска 6500 километров. Построили Алсиб с нуля за год.
«К сожалению, потери на трассе все равно были, потому что это действительно были очень тяжелые природные условия, иногда температура достигала более минус 50 градусов, техника отказывала в этих условиях летать», — рассказывает директор музея «Мемориал Победы» Татьяна Ивлева.
Больше 100 катастроф, но при этом ни одного сбитого самолета. Немцы об Алсибе не знали. В Красноярском аэропорту летчики два месяца проходили обучение, а затем сразу на фронт.
И пока одни были на поле боя, другие ковали победу у станков. На фото девятилетний Саша, трудился на Красноярском машиностроительном заводе, вместе с папой их дневная норма выработки составляла 700%! Делали пушки, бомбы, минометы.
Самая главная гордость «Красмаша» — это зенитные пушки. Вот эту сухопутную стали изготавливать с 1941 года, затем в 1943 году уже конструкторы на заводе создали спаренную морскую установку. Согласно историческим фактам, 70% вражеских самолетов были сбиты именно зенитками 37 калибра. За высокий вклад в Великую Победу «Красмаш» получил Орден Ленина — на тот момент высшую награду.