Репортаж Первого канала, посвященный выборам города трудовой доблести: Казань
В этом строю будет и знаменитый «Белый лебедь». Стратегический бомбардировщик Ту-160. Казань — родина этих замечательных самолетов. Но не только этих. Светлана Костина знает, каких еще. Продолжаем нашу серию «Города трудовой доблести».
Простой в управлении, легкий. На биплане У-2 летали легендарные «ночные ведьмы». Большая часть этих самолетов была выпущена в Казани. В 1941 году Ленинградский авиационный завод номер 387 был эвакуирован в Татарстан. И на базе местного предприятия, где до войны делали телеги, буквально за неделю развернули полноценное производство. В начале сентября 1941 года первый самолет отправился на фронт. Ради этого 19-летний фрезеровщик Александр Антонов стоял у станка по 12 часов.
«В 1942 году мы делали порядка 150 самолетов в месяц, в 1943 — до 13 самолетов каждый день изготавливали на нашем предприятии», — рассказывает заведующий музеем КВЗ Валерий Соломахин.
В самом начале войны в Казань было эвакуировано около 70 предприятий, здесь выпускали почти тысячу видов продукции. Легендарные «Пешки» — пикирующие бомбардировщики Пе-2 тоже делали здесь.
Из Москвы был эвакуирован 22-й завод. Вместе с оборудованием в тыл приехали 33 тысячи сотрудников. Кого-то разместили в общежитиях, кто-то поселился в семьях местных заводчан, кто-то и вовсе вынужден был жить прямо в цехах. При этом большую часть мужчин забрали на фронт. Их сменили женщины и подростки.
Летом 1941 года Казанский пороховой завод, выпускавший реактивные снаряды для «Катюш», оказался единственным подобным работающим предприятием в стране.
«Ракетные установки стали работать на фронте, а потом и дальше — Сталинградская битва, мы выиграли, Курская дуга — тоже наши изделия», — отмечает сотрудник музея Лариса Киян.
На фронте едва ли можно было найти род войск, где бы не использовали приборы Казанского оптико-механического завода. Авиация, танки, артиллерия. Знаменитые минометные прицелы на заводе начали выпускать, даже не имея документации. Фотография Вани Чередилина — 12-летнего сотрудника завода, который стоит у станка на ящиках — облетела тогда весь союз. Мальчик буквально за полгода освоил специальность токаря.
«Иногда останавливался эшелон с танками, его оснащали нашими приборами для вождения танков, и отправляли на фронт», — говорит сотрудник музея Казанского оптико-механического завода Светлана Панина.
Бойцы с фронта писали письма, в которых рассказывали о том, как в холодных окопах их грели пошитые в Казани тулупы, как оптика точных танковых прицелов помогала бить врага.
В Казань каждый день привозили раненых солдат. Требовалось все больше больниц, все время открывались новые госпитали. например, на этой улице в самом центре города Карла Маркса, 10 эвакогоспиталей. Один располагался в хореографическом училище, другой в сельскохозяйственной академии, еще один — в художественном училище имени Фешина.
Всего в казанские госпитали попало больше 300 тысяч раненых, две трети из них снова вернулись в строй. В музее Великой Отечественной войны до сих хранятся записи врачей, пули, осколки снарядов и мин, которые извлекли хирурги. Под каждым кусочком металла — фамилия спасенного бойца.
В тылу трудились и работники культуры. Концерты в госпиталях и на оборонных предприятиях. Михаил Исаковский знаменитые строки песни «Огонек» написал в эвакуации в Татарстане.
Солдаты в своих письмах родным признавались: победу они добывают ради Родины и своих близких, которые были в тылу, и так же, как и они, сражались за страну — только в цехах, у станков.