Аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым
Американские суды готовятся к рассмотрению исков на рекордные суммы по ущербу от коронавируса, и отношения между двумя державами буквально балансируют на грани. Кто из гигантов может попасть в ловушку, описанную древнегреческим историком Фукидидом, который рассказывал о ситуации, когда Спарта так испугалась возвышения Афин, что война стала неизбежной?
Однако, здравствуйте!
Эскалация американских претензий к Китаю, развивающаяся на фоне и в контексте предвыборной схватки и беспрецедентного экономического кризиса, грозит стать неуправляемой.
В ответ на намерения Китая принять закон о национальной безопасности в Гонконге Трамп поручил своей администрации лишить Гонконг автономного статуса и соответствующих привилегий в двусторонней торговле. Напомним: накануне Конгресс США одобрил законопроект о защите уйгуров в Синьзяне, внесен законопроект, позволяющий признать суверенитет Тибета.
Одновременно, начиная с марта, в американские суды подано более 10 исков к Китаю о возмещении ущерба от коронавируса на астрономическую сумму, превышающую 30 триллионов долларов. Проект акта об ответственности Коммунистической партии Китая за пандемию внесен в Конгресс США.
«Мы можем подтвердить, что Китайская коммунистическая партия сделала все, что могла, чтобы обеспечить то, чтобы мир вовремя не узнал, что происходит», — заявил Майк Помпео.
Вот эта навязчивая апелляция к рефлекторному антиамериканскому антикоммунизму, притом что коммунизма в КПК примерно столько же, сколько в Республиканской партии США. Что на самом деле происходит? Антикоммунистическая истерия — это предвыборная ловушка, лишающая демократов возможности соскочить с антикитайской повестки. Американская политика в отношении Китая утрачивает прагматичные цели. Это уже не торговая война, которую можно было воспринимать, как самобытный способ достижения чисто конкретных целей, и в которой китайцы были готовы на очень большие уступки.
Глобалисты-демократы рассматривали Китай как часть глобальной финансовой системы, в которой основным бенефициаром все равно выступали Соединенные Штаты и где Китай совсем не претендовал на доминирование. Эта система позволяла и до сих пор, кстати, позволяет Соединенным Штатам финансировать свои огромные растущие долги и удерживать гигантский финансовый пузырь от чудовищного хлопка.
Республиканцы-трамписты, пытаясь сохранить американское экономическое лидерство, добивались от Китая сокращения торговых дефицитов, либерализации и открытия китайских рынков для американских товаров. И здесь торговые войны казались им вполне адекватным средством.
Применить силу, чтобы вскрыть для себя огромный китайский рынок, — вполне себе нормальная циничная цель. Собственно, за этим европейцы и приперлись в Китай в XIX веке, устраивали опиумные войны и прочие безобразия. Безобразия нынешние отличаются тем, что грозят этот китайский рынок закрыть со всеми вытекающими последствиями.
В книге Грэма Эллисона, гарвардского профессора и бывшего замминистра обороны США, ставшей бестселлером в Америке, «Обреченные на войну: могут ли Америка и Китай избежать ловушки Фукидида», разобраны 16 примеров исторического соперничества, подобного нынешнему американо-китайскому за последние 500 лет. И только в четырех случаях соперникам удалось избежать большой войны.
А два гонконгских профессора-финансиста, Эндрю Шен и Сяо Ган, в грустной статье с заголовком «Сотрудничать с Китаем или страдать» утверждают: «У США — давнего глобального лидера — есть моральное обязательство помочь остальному миру избежать ловушки депрессии COVID-19, которая более опасна и актуальна, чем так называемая «Ловушка Фукидида». Впрочем, судя по последним сигналам, нам не стоит на это рассчитывать».
Однако, до свидания!