Аферисты на волне коронавируса ищут новые формы обмана
Аферистов в интернете было немало и до пандемии, но сейчас эта проблема обретает все больший масштаб. Случаев так называемого «фишингового» мошенничества, это когда деньги буквально выуживают, стало больше в разы, говорят специалисты. Преступная схема отработана до мелочей, и попасться на крючок проще простого.
Наверняка каждый, кто заходил на сайт бесплатных объявлений, отмечал, что иногда хорошие качественные вещи продаются очень недорого, буквально за копейки. И это повод для покупателя насторожиться. Ведь житейская мудрость «бесплатный сыр бывает только в мышеловке» при самоизоляции актуальна как никогда.
Если покупатель клюнул на объявление-приманку, то лжепродавец всеми способами старается, чтобы диалог продолжался не на сайте, а посредством мессенджеров, смс или электронной почты. Покупка обязательно с доставкой. Затем жертва получает ссылку, якобы на сайт курьерской службы. Но когда покупатель вводит данные своей банковской карты и нажимает «оплатить», деньги отправляются прямиком в карман мошенников.
– Нам известно, что этих поддельных сайтов около 300, и их число продолжает расти, и средний чек от такой покупки составляет от 15 до 30 тысяч рублей. Схема очень доходная, и мошенническая группа может в день заработать около 200 тысяч рублей, – рассказывает Ярослав Каргалев, заместитель руководителя центра реагирования на инциденты в сфере информационной безопасности.
Это и называется «фишинг», в буквальном переводе «выуживание». И в режиме самоизоляции, когда львиная доля покупок через интернет, количество случаев «фишингового» мошенничества выросло в разы.
Как правило, во главе такой мошеннической группы стоит администратор, сокращенно админ. Он создает фишинговые сайты и руководит «воркерами», от английского слова «работать». Воркеры втираются в доверие к жертвам, их почему-то кибержулики называют «мамонтами» и выуживают деньги.
Часто встречается и схема мошенничества, когда пострадавшим оказывается не покупатель, а продавец. Вот один из реальных случаев. Константину на его объявление о продаже позвонила женщина и сообщила, что уже оплатила товар. Чтобы получить деньги, надо перейти по ссылке. И ввести данные карты, включая код безопасности, три заветные цифры на обороте. Страничка как две капли воды похожа на настоящую, но Константин обратил внимание, что в адресной строке почему-то указана «оплата курьеру», а ему предлагали нажать кнопку «получить средства». Специалисты потом подтвердили, это классический фишинг.
Мошенники, как правило, хорошие психологи. Они настойчиво повторяют, товар ведь уже оплачен, введите карточку и получите деньги, а саму вещь отправите курьером когда-нибудь потом. Вот скриншоты реальной переписки воркера с продавцом.
– Я все оплатила, вот сам заказик мой, также все оформила.
– Вы хотели вроде как позвонить?
– Сейчас с компьютера, позвонить хочу, как пойдете отправлять, чтобы все проконтролировать, так сказать. Проверьте заказ.
Повод насторожиться, если продавец или покупатель хочет заключить сделку как можно быстрее.
– Надо срочно купить или надо срочно продать, этим самым вводят в заблуждение жертву, которая не успевает понять, что происходит, – продолжает Ярослав Каргалев, заместитель руководителя центра реагирования на инциденты в сфере информационной безопасности.
Специалисты советуют всю переписку продавцам и покупателями вести на сайте, где размещено объявление. Служба безопасности торговой площадки отслеживает подозрительные сообщения.
– Мошенник не может отправить плохую ссылку, у нас в мессенджере мы его за это заблокируем сразу, ссылки на подозрительные сайты мы вообще не пропускаем, по ним просто нельзя взять и перейти, – говорит Андрей Рыбинцов, директор отдела по информационной безопасности сервиса бесплатных объявлений.
Можно проверить, и как давно пользователь зарегистрировался на сайте объявлений. Странички-однодневки должны вызвать подозрение.
– Чаще всего мошенники регистрируют учетную запись, в этот же день начинают обманывать, если вы видите заманчивое объявление на новой учетной записи, это двойной сигнал о том, что надо быть крайне осторожным, – продолжает Андрей Рыбинцов, директор отдела по информационной безопасности сервиса бесплатных объявлений.
Есть и еще один способ обезопасить себя от кибермошенников: не покупать товар по предоплате. Принцип «утром деньги, вечером стулья» и при обычных сделках не всегда работает, а в онлайне и подавно.