Ливия призывает ООН расследовать турецкий след в разжигании вооруженного противостояния
Пока внимание мира приковано к вирусным сводкам, теряются из виду тлеющие конфликты. Но они не исчезли. Ливийская национальная армия призывает ООН расследовать турецкий след в разжигании вооруженного противостояния. Режим прекращения огня в республике действует лишь на бумаге. Силам генерала Хафтара, которые уже девять лет пытаются сохранить целостность страны, противостоят бригады, которые тренируют турецкие консультанты. И на вооружении у них все больше турецкой техники. Ее уже столько, что не утаить.
Когда видишь такие кадры, а это войска прозападного правительства национального согласия, сидящего в Триполи, ведут бой с Ливийской национальной армией генерала Хафтара, может возникнуть ощущение, что с Хафтаром воюет чуть ли не народное ополчение, у которого и современного оружия-то нет. Между тем, оно там есть, просто его стараются «не светить».
Например, такие вот бронетранспортеры «Кирпи» турецкого производства. В презентационном ролике вон даже пишут «в числе лучших боевых машин в мире». Одну из таких силы Хафтара захватили с исправно работающим видеорегистратором, фиксирующим происходящее снаружи и внутри, а также дату, время и GPS-координаты.
– Эти видеозаписи – доказательство нарушения Эрдоганом международных норм, и сейчас мы представляем их международному сообществу и Организации объединенных наций. Прикрываясь договором с так называемым правительством национального согласия, Турция осуществляет прямую агрессию против нашей страны, вынуждая нас сражаться, – выступил Ахмед Аль-Мисмари, официальный представитель Ливийской национальной армии.
Благодаря записи военные Ливийской национальной армии проследили весь путь «Кирпи» от рождения на военном заводе в турецком Измире, где их производят, до последнего боя в Айн-Заре, это южный пригород Триполи. Обращаем внимание на даты съемки, по американской традиции, сначала месяц, потом число. В мае прошлого года эту и другие машины перебросили из порта Измир в пункт назначения порт Триполи. Вот эти кадры, судя по координатам, сняты уже в Африке. Вот только к маю 2019-го уже восемь лет как действовало эмбарго ООН, запрещающее поставки оружия в Ливию. Его периодически продлевали, и это даже как-то особо не обсуждалось.
Второй момент, кадры майские, а за военной поддержкой глава правительства в Триполи Сарадж официально обратился к Анкаре лишь в декабре. То есть, как минимум полгода Турция накачивала Ливию оружием втихую. А вот ту же машину обкатывают в Триполи в январе нынешнего года, 11-е и 12-е число. Чем важны эти даты? В Москве в это время при участии той же Турции идут последние приготовления к переговорам непримиримых ливийских сторон, помните, встреча на Спиридоновке. Владимир Путин принимает в Кремле Ангелу Меркель, готовя почву для Берлинской конференции по урегулированию в Ливии. А за три дня до этого, в Стамбуле, Путин и Эрдоган послали в Ливию недвусмысленный сигнал, вот его передает Сергей Лавров: «Особо выделю призыв, который президенты Путин и Эрдоган адресовали всем ливийским сторонам. Немедленно прекратить боевые действия, объявить прекращение огня с нуля часов воскресенья, 12 января».
Получается, в тот самый день, когда президент Турции вроде как призывал стороны к перемирию, войска одного из противников преспокойно обкатывали боевую технику, поставленную из Турции, да еще и в нарушение резолюции Совбеза ООН, на этой боевой технике потом несколько месяцев воевали.
– Мы еще не встречали в докладах ООН упоминаний об участии Турции в ливийском конфликте и об использованию ею наемников на нашей территории. Призываем Организацию объединенных наций осудить злостное нарушение международных соглашений по урегулированию. Просим соответствующие структуры ООН провести расследование поставок в нашу страну летального оружия, – обратился Ахмед Аль-Мисмари, официальный представитель Ливийской национальной армии.
По оценкам Ливийской национальной армии, в Триполи находятся порядка полутора тысяч турецких солдат и бойцов частных военных компаний, готовы к переброске еще две с половиной тысячи коммандос. Ливийская национальная армия — это не просто «какие-то силы, противостоящие прозападному правительству». Бойцов Хафтара поддержал ливийский парламент и большинство племен, а это в местных реалиях, собственно, и есть проявление народовластия. Эмиссары Хафтара предлагают Сараджу отказаться от турецкой поддержки и объявить перемирие. Со своей стороны, они отводят войска на три километра от линии фронта и призывают своих противников сделать то же самое.