180 лет назад родился великий композитор Петр Чайковский
Еще об одном важном событии. Сегодня дата, которую должны были отмечать всем миром. И так бы было, если бы не коронавирус. 180 лет назад родился Петр Ильич Чайковский, величайший композитор. В честь этой даты лучшие театры планеты весь месяц будут исполнять его произведения. Но в нынешних условиях онлайн.
Окутанное тенью сада, скрытое в тиши от посторонних глаз. В скромном молчании хранит величие. Здесь творил гениальный Чайковский. За этим инструментом, это беккеровский рояль. Его клавиш разрешено касаться лишь известным исполнителям.
Серию концертов Дениса Мацуева к юбилею композитора отменили из-за пандемии. В такой непростой момент, Чайковский звучать должен, уверен знаменитый пианист, музыка как лекарство от одиночества: «Я очень люблю цикл "Времена года", сейчас май. В этой музыке есть какая-то надежда, актуально как никогда, пусть все невзгоды останутся позади».
Чтобы прочувствовать, в дом композитора стремятся музыканты со всего мира. На редких кадрах хроники величайший пианист современности Ван Клиберн с трепетом перелистывает черновики партитур. Победитель первого конкурса имени Чайковского. В 58-м. Сам конкурс стал главным событием культурной оттепели, в мировом масштабе камертоном исполнительского искусства. Полвека в обязательной программе 1-й концерт композитора.
– Этот шедевр вашего великого композитора выражает национальный дух русского народа, его оптимизм, его желание и умение сопротивляться всем бедам и напастям, я могу сравнить его с гениальными полотнами живописи, которые волнуют во все века и живут вечно, эта музыка тоже будет жить вечно, – уверен пианист Ван Клиберн. В своем завещании Ван Клиберн просил посадить дерево от его имени в саду Чайковского. Здесь сокровища всюду. Новые традиции и музейные шедевры. Уникальная партитура «Пиковой дамы». Здесь Чайковский работал над оперой.
– Знаменитая ария Германа «Что наша жизнь? Игра». Вот вы видите много зачеркиваний, очень эмоциональный момент – сам процесс творчества, – показывает Ада Имбиндер, заведующая отделом рукописных и печатных источников музея-заповедника П. И. Чайковского.
Знаменитые арии – онлайн на OperaVision. Международная платформа собрала лучшие театры мира. В этом месяцы все они исполняют произведения Чайковского Написанные в уединении «Пиковая дама», Шестая симфония – вершина музыкальной философии композитора. Рядом с ними здесь в клину появляются легендарные «Спящая красавица» и «Щелкунчик». В музее на отдельном стенде костюм Принца Николая Цискаридзе, дольше и с большей любовью, кажется, никто Щелкунчика не танцевал: «Я не мыслю своей жизни без этой музыки, я думаю, что любой человек на планете, особенно когда наступает Christmas time, не может себе представить, что он не будет услышать музыку Петра Ильича Чайковского».
Для любого человека искусства быть причастным к миру Чайковского – честь. Знаменитый хореограф Джон Ноймайер во главе гамбургского балета уже почти полвека. Его спектакли в лучших театрах мира. Не упустил возможности оказаться в доме Чайковского, как вспоминают в музее, когда приехал – упал на колени: «Это музыка была написана давно, но она воплощает наши чувства сегодня, в этом ее величие. Именно музыка Чайковского помогла мне раскрыть характеры героев русской классики».
А некоторые музыканты, без свидетелей, в дом Чайковского возвращаются как на встречу с композитором. Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, Владимир Горовец и Михаил Плетнев. Основатель и главный дирижер Российского Национального оркестра – частый гость музея: «Его музыку знают все, она полна удивительной красоты, глубины и благородства. И она выражает все то лучшее, что свойственно русскому человеку».
Последнее, что написал сам Чайковский в Клину – романс. «И снова, как прежде, один». В этом году произведение приобретает еще один смысл.
– По традиции, вот этот рояль должен был звучать, впервые с послевоенного времени этот кабинетный беккер будет молчать, – рассказывает Владимир Лисенко, директор музея-заповедника им П. И. Чайковского. В уединении, которое так ценил композитор. В тишине, словно на чистом холсте. Музыка, растворившись, станет самим воздухом.