Символы Победы: советские плакаты
Символы Победы. Сегодня — плакаты. Близкий нам символ, профессиональный. Мы, считай, тем же самым занимаемся. Но нам до коллег из прошлого далеко. У них, что ни плакат, то шедевр. До сих пор символ. До сих пор мем. Вот как этот, например, доживший до наших дней. Так и хочется сказать — не буду. Только пара слов буквально: и здесь мы первые, и здесь мы победили. Я видел немецкие плакаты, показывать их не хочу. Просто противно. Но поверьте: мы лучше.
Меткие, как пули, эти образы с первого взгляда врезаются в сознание. Мы помним их даже спустя почти 80 лет. А в годы войны они были самыми красноречивыми союзниками для солдат. Одним из первых и уж точно самым известным стал этот плакат.
Ираклий Тоидзе придумал его, когда в мастерскую в ужасе и растерянности вбежала жена со словами: «Война началась». Художник попросил ее замереть и тут же зарисовал позу и выражение лица. Но портретного сходства избежал нарочно, чтобы каждый воин видел в этом образе свою маму.
«Родина-мать зовет» размером во всю стену сразу же появилась напротив здания телеграфа. Она призывала и воодушевляла. В городах висели огромные копии плаката, а на фронт бойцы забирали маленькие листовки, носили их в нагрудном кармане, приклеивали к самолетам и танкам.
Сильные женщины смотрят и с плакатов, посвященных тылу. Девушка, готовая отдать все для фронта, все для победы, заменила мужчину у станка и за рулем трактора.
Это уже лица блокадного Ленинграда. Можно только представить, какую ненависть воин Красной армии испытывал по отношению к фашистам, глядя на окровавленных детей и матерей, молящих о помощи.
Трудились художники в жутких условиях. От голода распухали пальцы, и кисть приходилось привязывать к руке. Но Ленинграду плакаты были жизненно необходимы. Своими воспоминаниями делился писатель Вольт Суслов. Блокада застала его 15-летним подростком.
«Он часами стоял в очереди за хлебом, а рядом на стене висел плакат Курдова "Сели", где изображены немецкие парашютисты, приземлившиеся на острые вилы. И самым ярким воспоминанием подростка, мальчика почти, который часами стоял в очереди за хлебом, как раз был этот плакат», — рассказывает главный хранитель Государственного музея обороны и блокады Ленинграда Елена Харлашова.
Над плакатами работали лучшие художники и поэты того времени. Это была не просто агитация, а произведения искусства. Виктор Корецкий создавал почти фотографические образы. Мать, обнимающая ребенка, точно родина, защищающая своих сыновей. Именно этот плакат, а не «Родина-мать», стал самым тиражируемым в годы войны. Совсем другими были работы Виктора Иванова.
«Иванов до войны работал художником-постановщиком в кино. Его образы очень идеализированны, они похожи на киногероев. Очень красивые, мускулистые мужчины, чувственные женщины», — говорит сотрудник экспозиционно-выставочного отдела Музея Победы Нина Забаровская.
Рисунки Кукрыниксов рассказывали целую историю. Полные символизма, точные, едкие, они были понятны с первого взгляда. Взять хотя бы неотвратимое «Превращение фрицев». В 1942 эту группу художников наградили Сталинской премией. Но они единогласно решили передать ее на строительство нового танка для армии — его назвали «Беспощадный». А плакатисты продолжили поставлять на фронт свои снаряды.
Большинство из них создавалось в Окнах ТАСС. Московская мастерская находилась в нынешнем Доме художников. Плакаты менялись почти каждый день. А некоторые показывались даже за границей. Копия издания «Чего Гитлер хочет и что он получит» на английском языке была выставлена на одной из станций лондонского метро и потом разошлась миллионным тиражом.
Отдельные листовки небольшого размера рисовали на немецком языке и забрасывали в тыл врага. Причем не только самолетами.
«Иногда партизаны, пробираясь в какие-то места, деревни, где располагался враг, успевали их наклеивать на стены изб, в которых жили фашисты. Когда выходил какой-то фриц утром и видел, так сказать, штык, воткнутый в живот бесноватого фюрера, прямо у него на избе, уверяю вас, настроение у него от этого не улучшалось», — говорит первый заместитель генерального директора ТАСС Михаил Гусман.
Фашисты были в бешенстве. Геббельс грозился повесить художников Окон на фонарных столбах. Ведь плакатисты специально отсматривали немецкую хронику, чтобы карикатурные образы были еще и правдоподобными. Министра пропаганды изображали истеричной обезьянкой, Геринга — жирной свиньей, а Гитлера — мерзкой крысой.
«И, конечно, так могли изобразить только врага. Потому что воин Советской армии — это всегда такая крупная фигура, монолитная. Это плакаты, которые по силе воздействия на народ можно сравнить со "Священной войной" Александрова», — сказала проректор по научной работе Московского государственного академического художественного института имени Сурикова Наталья Третьякова.
С этого плаката смотрит реальный солдат — снайпер Василий Голосов. Он уничтожил больше четырех сотен фашистов. Погиб еще в 1943-м, при налете вражеской авиации под Харьковом. Бои за Берлин были далеко впереди. Но художник Леонид Голованов увидел фото Голосова в газете. И ему так понравилось это открытое лицо, что его Голованов и выбрал для серии плакатов о триумфе советского солдата. Вот так Василий Голосов обрел бессмертие и все-таки дошел до Победы.
Образы и мотивы из прошлого художники продолжают использовать и сейчас. И найти их можно, казалось бы, в совершенно неожиданных местах. Вот так выглядели некоторые листовки Окон ТАСС — небольшие картинки и емкий текст. Очень узнаваемая форма и для современных подростков. Ведь так строится большинство комиксов. И ведь, если задуматься, кем были воины с плакатов, если не супергероями!