В Китае иностранцы столкнулись с дискриминацией: местные боятся от них заразиться
В Китае, где от коронавируса вылечились 93% заболевших, закрыт один из крупнейших городов на севере страны, Харбин. Там коронавирусом заболели полсотни человек. Никого не впускают и не выпускают. При этом вирус теперь попал в КНР из-за границы. И в стране теперь, мягко говоря, с недоверием относятся к иностранцам. Приезжие сталкиваются с похожими проблемами, как и пару месяцев назад люди с азиатской внешностью на Западе.
Китайское телевидение один за другим выдает сюжеты о том, как здорово в стране лечат иностранцев от коронавируса. О том, как прекрасно им здесь живется, и о том, как африканские студенты-волонтеры счастливы помогать Китаю справиться с заразой.
«Мы очень рады быть сейчас в Ухане. Нам повезло быть в Китае. Это самая безопасная страна», — говорит студент из Бенина Дамин.
Последнее — чистая правда, никто и не спорит. На фоне тысяч ежедневных случаев заражения коронавирусом в мире, китайские 10 человек в день, как сегодня, или 50, как накануне, — сущая ерунда. Пик эпидемии пройден, даже Ухань живет нормальной жизнью. Но дело в том, что почти все новые случаи заражения в Китае завозные, то есть носители приехали из-за рубежа. Два основных очага эпидемии сейчас расположены на севере — в граничащей с Россией провинции Хэйлунцзян, на юге — в Гуанчжоу, где велика африканская диаспора.
«У нас прошел ряд встреч с представителями китайских властей, включая министра иностранных дел и главу Службы безопасности. Я высказал им свое мнение, то есть мнение нигерийской диаспоры. И к нему прислушались», — отметил председатель Общества нигерийцев в КНР Максимус Огбонна.
«Высказывать мнение» понадобилось после того, как соцсети наводнили ролики, главный посыл которых — хорошо живется в Китае сейчас не всем иностранцам и не всегда. Вот одному африканцу отказывают в покупке в местном магазинчике. Вот другого пытаются за что-то побить. А третий и вовсе демонстрирует объявление в международной сети фастфуда — чернокожим продаем бургеры только на вынос.
«Я видел все эти ролики, много людей жалуются на притеснения. Но китайцев самих притесняли в Европе, они знают, что такое дискриминация, и вряд ли могут ответить тем же. Думаю, все это просто недопонимание», — считает бизнесмен из Танзании Джон Рехумбзиа.
Недопонимание не появляется на пустом месте. В начале эпидемии от китайцев шарахались на Западе, как от чумных, мол, привезли нам заразу. Теперь в Китае так же реагируют на иностранцев, ведь говорят же власти, что новые случаи приходят из-за границы. О том, что подавляющее большинство инфицированных — вернувшиеся домой китайцы, как правило, не говорят.
На главной улице Пекина — автобус для добровольного донорства. «Сдай кровь — помоги стране».
В Китае очень боятся второй волны вируса, которая теперь если придет, то из-за рубежа. И даже в Пекине, где к иностранцам относятся очень хорошо, нет-нет да натягивают маску при нашем приближении.
Еще видео из соцсети: белокожего жителя Пекина полиция уводит под белы ручки, несмотря на протесты его жены-китаянки. Дело, как объясняют, не в маске, а в том, что чужеземец слишком резко отреагировал на замечание стражей порядка. Власти настаивают: ведите себя нормально, не пугайте китайцев и китайцы не будут пугать вас.
«Все иностранцы в КНР должны соблюдать законы страны, так же, как и граждане самого Китая. Никому не позволено нарушать порядок», — говорит представитель Бюро общественной безопасности КНР Цай Вэй.
Этому тоже есть свои причины. По некоторым данным, недоверие к иностранцам появилось после того, как некий выходец из Африки отказался сесть на карантин и укусил медсестру. Дальше как снежный ком. Как ни крути, а Китай по-прежнему живет в страхе повторения эпидемии. А страх всегда рождает недоверие.