Власти Китая вновь ограничивают передвижения по стране из-за коронавируса
Закрыт Харбин — один из крупнейших городов на севере. Местным жителям нельзя выходить на улицу без медицинских масок, приезжих туда просто не пускают. На данный момент там больше 50 заболевших. Для тех, кто прибыл из-за рубежа, действует четырехнедельный карантин.
Впрочем, и в остальном Китае настороженность по отношению к иностранцам растет. Ведь именно те, кто вернулся из-за рубежа, в последние дни стали главным источником инфекции. Таким образом возник как бы обратный эффект. Еще недавно на Западе все шарахались от людей с азиатской внешностью, и вот теперь в самой Поднебесной иностранцев обходят стороной.
Китайское телевидение один за другим выдает сюжеты о том, как здорово в стране лечат иностранцев от коронавируса. О том, как прекрасно им (то есть нам) здесь живется. И о том, как африканские студенты-волонтеры счастливы помогать Китаю справиться с заразой.
«Мы очень рады быть сейчас в Ухане. Нам повезло быть в Китае. Это самая безопасная страна», — говорит студент из Бенина Дамин.
Последнее — чистая правда, никто и не спорит. На фоне тысяч ежедневных случаев заражения коронавирусом в мире, китайские 10 человек в день, как сегодня, или 50, как накануне, — сущая ерунда. Пик эпидемии пройден, даже Ухань живет нормальной жизнью. Но дело в том, что почти все новые случаи заражения в Китае — завозные, то есть носители приехали из-за рубежа. Два основных очага эпидемии сейчас расположены на севере — в граничащей с Россией провинции Хэйлунцзян — и на юге, в Гуанчжоу, где велика африканская диаспора.
«У нас прошел ряд встреч с представителями китайских властей, включая министра иностранных дел и главу Службы безопасности. Я высказал им свое мнение, то есть мнение нигерийской диаспоры. И к нему прислушались», — отметил председатель Общества нигерийцев в КНР Максимус Огбонна.
«Высказывать мнение» понадобилось после того, как соцсети наводнили ролики, главный посыл которых — хорошо живется в Китае сейчас не всем иностранцам и не всегда. Вот одному африканцу отказывают в покупке в местном магазинчике. Вот другого пытаются за что-то побить. А третий и вовсе демонстрирует объявление в международной сети фастфуда — чернокожим продаем бургеры только на вынос.
«Я видел все эти ролики, много людей жалуются на притеснения. Но китайцев самих притесняли в Европе, они знают, что такое дискриминация и вряд ли могут ответить тем же. Думаю, все это просто недопонимание», — считает бизнесмен из Танзании Джон Рехумбзиа.
Недопонимание не появляется на пустом месте. В начале эпидемии от китайцев шарахались на Западе, как от чумных, мол, привезли нам заразу. Теперь в Китае так же реагируют на иностранцев, ведь говорят же власти, что новые случаи приходят из-за границы. О том, что подавляющее большинство инфицированных — вернувшиеся домой китайцы, как правило, не говорят.
На главной улице Пекина — автобус для добровольного донорства. «Сдай кровь — помоги стране».
В Китае очень боятся второй волны вируса, которая теперь если придет, то из-за рубежа. И вот даже в Пекине, где к иностранцам относятся очень хорошо, нет-нет да натягивают маску при нашем приближении. А власти не устают терпеливо объяснять: ведите себя нормально, не пугайте китайцев, и китайцы не будут пугать вас.
«Все иностранцы в КНР должны соблюдать законы страны, так же, как и граждане самого Китая. Никому не позволено нарушать порядок», — говорит представитель Бюро общественной безопасности КНР Цай Вэй.
Этому тоже есть свои причины. По некоторым данным, недоверие к иностранцам появилось после того, как некий выходец из Африки отказался сесть на карантин и укусил медсестру. Дальше — как снежный ком. Как ни крути, а Китай по-прежнему живет в страхе повторения эпидемии. А страх всегда рождает недоверие.