Спецпроект к 75-й годовщине Победы: улица Ольги Ковалевой в Волгограде
День Победы в этом году будет без торжеств. Парад, «Бессмертный полк» — все будет, но не 9 мая. Коронавирус. Но что хочу сказать. Торжества пусть потом, да. Но сама ведь дата и все, чем она наполнена, помимо торжеств, это будет с нами вовремя. Не сомневайтесь. К юбилею Победы новая серия нашего специального проекта «Улицы имени героев».
Среди тех, кто живет на улице имени Ольга Ковалевой или просто часто проходит здесь, увы, теперь мало кто знает, кем она была. Единственная в Сталинграде женщина-сталевар, которая погибла защищая этот город. Она жила неподалеку. Но довоенную застройку поселка металлургов сравняла с землей война. Отсюда рукой подать до проходной завода. Первая в Сталинграде женщина-сталевар навечно осталась у его ворот.
Она родилась в бедной крестьянской многодетной семье. Потом революция, Гражданская война, голод. Лишь в середине 30-х она едет в стремительно строящийся Сталинград. И, как рассказывают, еще стоя на палубе плывшего по Волге парохода, увидела дым и отблески огня мартенов «Красного Октября» — завода, с которым будет связана вся ее дальнейшая жизнь.
Как и тогда, сейчас здесь рассыпает огненный веер раскаленное железо. И так же, как и тогда, это тяжелая мужская работа. Кто теперь скажет, чем она заворожила молодую женщину.
«И с этой идеей она пришла в партком, с просьбой – хочу стать сталеваром. Не поняли ее, обсмеяли, потому что сказали, что нужно быть физически очень крепким человеком», — рассказала директор музея завода «Красный Октябрь» Наталья Болдырева.
Но теперь по записям в чудом сохранившейся трудовой книжке можно проследить уникальную, как бы теперь сказали, карьеру: из каменщиц в подручные сталевара. И спустя всего несколько месяцев самостоятельные плавки. На единственной сохранившейся фотографии – знаменитый на всю страну бригадир сталеваров Ольга Ковалева в цехе, где совсем скоро появится плакат «Все для фронта». Образец броневой стали, которую они делали, до сих пор хранится в музее завода.
23 августа 1942 года фашисты начинают так называемую ковровую бомбардировку Сталинграда. В городе, где нет армейских подразделений, за несколько дней под огнем вражеских самолетов погибнет больше 40 тысяч мирных жителей. На «Красном Октябре», на который тоже падают фугасы, останавливают мартен. Через полгода весь завод будет выглядеть так, как бывшая лаборатория. Изрешеченные снарядами руины. И здесь всегда будут помнить: это всю Францию фашисты захватили за 38 дней, а мартеновский цех взять так и не смогли. Но страшнее, чем бомбежка, то, что совершенно неожиданно для всех к городу прорвались немецкие танки.
«Они этот город сами построили, заводы эти построили. И отдавать каким-то немцам? Они считали, что не имеют права. Они вышли их бить», — рассказывает старший научный сотрудник музея-заповедника «Сталинградская битва» Владимир Куликов.
Отсюда до цехов тракторного завода полтора километра. Там в месяц делали 390 Т-34, именно туда так рвалась немецкая танковая дивизия. Город оказался у фашистов как на ладони. Защищать его вышли рабочие сталинградских заводов.
Реконструкторы с документальной точностью восстановили события первых дней обороны. Только что сошедшие с конвейера «тридцатьчетверки». Их вывели из цехов и ведут в бой рабочие. В атаки, одну за другой, идут люди в гражданской одежде.
«И через неделю боев фон Виттерсгейм радирует: русские применяют новый род войск, они одеты в черные фуфайки, но по своей выучке превосходят войска Красной Армии. Такую оценку дал противник нашему рабочему ополчению», — рассказывает заместитель директора музея-заповедника «Сталинградская битва» Светлана Аргасцева.
Командовавший отборными немецкими частями генерал перепутал промасленные спецовки с черными бушлатами моряков, а мужество и отвагу сталинградцев — с военной выучкой. От первого удара врага ополченцы защитили город ценой сотен жизней. И как не старались беречь заводчане знаменитую женщину-сталевара Ольгу Ковалеву, она погибла в одной из атак.
На Мамаевом кургане, рядом с памятными плитами другим героям Сталинградской битвы, есть плита сталевару и бойцу истребительного батальона Ольге Ковалевой. И, кажется, вместе с ней всем жителям Сталинграда, вставшим на защиту своего города.