Россия готова договориться со странами ОПЕК и США по нефти
Котировки нефти всплывают со дна. Плюс 50% за неделю. Рынок отреагировал на новости из Москвы. Владимир Путин дал понять: Россия готова договариваться, и есть конкретные предложения — сократить добычу на 10 миллионов баррелей в сутки. Готовы ли к этому остальные мировые производители, в том числе Саудовская Аравия, которая «опрокинула бочку с нефтью», покажет встреча ОПЕК+.
Власти штата Техас, крупнейшего производителя нефти в США, впервые за последние 50 лет готовы рассмотреть возможность регулирования добычи, очевидно, что в сторону понижения. Об этом сегодня сообщило агентство «Рейтер». Сейчас, по его данным, в Америке простаивает больше буровых установок, чем когда-либо за последние пять лет. Добывать становится невыгодно.
И это при том, что накануне цены буквально взлетели более чем на 16%. Так биржи отреагировали на заявления, сделанные Владимиром Путиным во время совещания о ситуации на глобальных энергетических рынках. Президент говорил о необходимости взаимодействия производителей нефти.
«Россия считает необходимым объединить усилия. Мы не были, как я уже только что сказал, инициаторами разрыва сделки ОПЕК+. И мы готовы к договоренностям с партнерами и в рамках этого механизма — ОПЕК+, и готовы к взаимодействию с Соединенными Штатами Америки по этому вопросу. Считаю, что необходимо объединить усилия, чтобы сбалансировать рынок и сократить в результате этих скоординированных усилий, скоординированных действий добычу. По предварительным оценкам, думаю, что речь может идти о сокращении в объеме где-то 10 миллионов баррелей в сутки, чуть меньше, может, чуть больше», — сказал Владимир Путин.
«Согласен с Вашей оценкой по уровню необходимого сокращения добычи до примерно 10 миллионов баррелей в сутки. Добычу необходимо сократить на ближайшие несколько месяцев с последующим наращиванием уровня производства по мере восстановления мировой экономики, по мере восстановления спроса», — отметил министр энергетики РФ Александр Новак.
Москва по-прежнему открыта для дискуссии. Но, как сказал Владимир Путин, по-партнерски, а значит — на принципах делового сотрудничества. На кону — стабильность мирового рынка энергоносителей, положение дел на котором достаточно сложное. Из-за пандемии коронавируса резко упал спрос на энергоносители. И это не единственная проблема. Как известно, началось все в марте, после демарша Саудовской Аравии, которая, по сути, торпедировала сделку ОПЕК+. Нефть рухнула с приемлемых для всех 50 до неприемлемых ни для кого 20 долларов за баррель. Более того, эксперты прогнозировали ее дальнейшее снижение.
«Россия не являлась инициатором завершения соглашения. К сожалению, наши партнеры из Саудовской Аравии не согласились продлить текущую сделку на текущих условиях, фактически вышли из соглашения и объявили о значительных дополнительных скидках на свою нефть, а также планах по резкому увеличению добычи», — сказал Александр Новак.
«Это, видимо, связано с попытками наших партнеров из Саудовской Аравии избавиться от конкурентов, которые добывают так называемую сланцевую нефть. Для того чтобы это сделать, цена должна быть ниже 40 долларов за баррель. И в этом смысле они, конечно, своей цели в известной степени добиваются. Но нам-то этого как раз не нужно, мы не ставили никогда перед собой такой цели, поскольку наш бюджет рассчитан на 40 долларах за баррель», — отметил Владимир Путин.
Наша страна, как и любой другой производитель нефти, заинтересована в стабильности. Бюджет Саудовской Аравии тоже не бездонный. Но желание выдавить с рынка производителей сланцевой нефти не оставляло ему ни малейших шансов на восстановление.
«Те действия, которые были рядом наших партнеров по ОПЕК+, которые не согласились с продлением соглашения за рамками первого квартала и объявили о существенном наращивании добычи и предоставлении беспрецедентных скидок на нефть. Мы, конечно, понимаем, что ряд наших партнеров потерял в результате роста сланцевой добычи в Америке свои рынки, свою долю на этих рынках. И сегодня за счет наращивания добычи пытается восстановить свою долю на рынках. Но это скорее такой политический вопрос», — отметил Александр Новак.
История этого политического вопроса не так уж сложна. Случившееся ранее бурное развитие добычи сланцевой нефти в США привело к тому, что саудиты потеряли от 40 до 60 процентов американского рынка — самого большого в мире.
«Саудовская Аравия достаточно грубо проявила себя в отношении США. В свое время саудиты были крупнейшими поставщиками нефти на американский рынок. А когда началась сланцевая революция, первым, кто пострадал, были именно саудиты. Их нефть стали убирать с американского рынка. Саудиты, убив цены, решили убить и сланцевую индустрию Соединенных Штатов», — считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
В нынешней ситуации политика саудитов абсолютно понятна. Они преследуют конкретную цель и действуют двумя путями.
«С одной стороны, это предложение нефти по демпинговым ценам. С другой стороны, попытка поглотить тех американских производителей сланцевой нефти, которые сейчас из-за низких цен находятся в кризисе. И, соответственно, для американцев вопрос — пускать или не пускать, давать или не давать саудитам реализовывать эту стратегию — это вопрос в том числе политический», — отмечает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.
Действия саудитов, в сочетании с пандемией коронавируса уже приводят к мировому коллапсу. Три дня назад, к примеру, объявила о банкротстве американская компания Whiting Petroleum — в прошлом один из лидеров отрасли, чьи месторождения расположены в Северной Дакоте. Она не смогла выплатить кредиторам 262 миллиона долларов. А общий ее долг превышает два миллиарда. Эксперты уверены: сегодня не время для торговых войн.
«В ситуации, когда мировой спрос упал на 20-25%, и это еще не предел, конечно, наращивать добычу, увеличивать экспорт — это самоубийственная стратегия. И сегодня, на мой взгляд, пока еще есть время у основных поставщиков нефти на мировой рынок отказаться от безумных действий, сесть за стол переговоров», — считает Константин Симонов.
И это, похоже, действительно происходит. Саудовская Аравия, как уверял на этой неделе Дональд Трамп, готова отказаться от наращивания нефтедобычи и сократить объемы.
«Я думаю, что президент Путин и наследный принц Саудовской Аравии хотят, что бы что-то случилось. Конечно, то, что происходит сейчас, ужасно. Поэтому все хотят перемен. Я говорил с обоими, и мы расскажем об этом чуть позже. Хорошо?» — сказал Дональд Трамп.
В Техасе, кстати, стали бить тревогу раньше всех из американцев и призывали к одному — договариваться. Это был важный шаг. Штат — второй после Калифорнии по территории и численности населения. К тому же Техас — оплот правящей Республиканской партии.
«Только что у меня состоялся отличный разговор с Новаком. Хотя обычно мы конкурируем, мы согласились с тем, что ситуация с коронавирусом требует беспрецедентного уровня международного сотрудничества. Обсудили сокращение добычи на 10 млн баррелей. Собираюсь вскоре поговорить с наследным принцем Саудовской Аравии бин Салманом», — сообщил официальный представитель правительства штата Техас Райан Ситтон.
Решительных действий, кстати, теперь ждут и от США. И Москва, и Эр-Рияд уже дали понять, что Вашингтон должен пойти на сокращение добычи наравне со всеми. Шанс договориться у стран-экспортеров будет. На следующей неделе должно состояться совещание в привычном уже видеоформате. По поручению президента России, переговоры с зарубежными партнерами проведет министр Новак. Нефтяной рынок ждет новостей.