В России разработали возможность безопасного подключения нескольких пациентов к одному аппарату ИВЛ
Сегодня пятница. Заключительный рабочий день перед длинными выходными. Страна встает на паузу, чтобы постараться остановить распространение коронавируса или хотя бы замедлить его. И кажется, именно в этот момент перед паузой мы можем предложить миру нечто очень важное в главном деле, которым стала борьба с COVID-19.
Нет, это пока не вакцина, но все равно нечто очень важное, потому что сейчас все, что может спасти людей, пораженных коронавирусом, по большому счету мировая сенсация. И вы узнаете о ней первыми. Первыми и из первых уст. Потому что расскажет об этом глава Федерального медико-биологического агентства России Вероника Скворцова. Прямо сейчас она в прямом эфире программы «Время».
Кирилл Клейменов: Вероника Игоревна, добрый вечер. Не томите, пожалуйста, расскажите, что же Вы придумали со своими специалистами.
Вероника Скворцова: Добрый вечер, Кирилл. Последние две недели показали, что во всем мире формируется дефицит аппаратов искусственной вентиляции легких, прежде всего с этим столкнулась Италия, а затем Франция, Соединенные Штаты Америки. Неделю назад мы получили информацию, что наши коллеги за рубежом пытаются обеспечить вентиляцией из одного прибора ИВЛ от двух до четырех пациентов. Однако они столкнулись с риском серьезной контаминации, то есть перехода перекрестного инфекции от одного пациента к другому. За эту неделю благодаря командной работе учреждений Медико-биологического агентства, прежде всего Центра Бурназяна и его реанимационной службы и госкорпорации «Ростех», корпорации «Швабе», нам удалось в течение нескольких дней создать опытные приборы, которые позволяют вентилировать от двух до трех-четырех пациентов. Отличается эта система от зарубежных аналогов тем, что наши разработчики создали бактерицидные фильтры. Один фильтр расположен перед входом в прибор и таким образом позволяет не заразить сам прибор, а другой — в шланге, ведущему к каждому пациенту. Этот бактерицидный фильтр позволяет обеспечить 99,9% защиту от бактерий и от вирусов. Кроме того, он согревает и увлажняет воздух, который идет к пациенту. Мы сейчас находимся в модели «бабочки», когда один аппарат ИВЛ работает на четыре койки. Я хотела бы сказать, что максимальная мощность этого прибора составляет две тысячи литров, а каждый пациент требует в зависимости от тяжести от 500 до 700 миллилитров. В этой связи у нас есть возможность составлять такую композицию из двух-трех или даже четырех пациентов. Важно отметить, что созданная система является универсальной. Она подходит к любой модели прибора искусственной вентиляции легких и даже дыхательно-наркозного аппарата. И даже в реанимации, где мы находимся, мы как раз показываем модели «четыре койки на ИВЛ» и «две койки на аппарат дыхательно-наркозный». Самое главное, что это безопасно, это обеспечено, соответственно, фильтрами, и под контролем персонифицированного мониторинга производящаяся вентиляция.
Кирилл Клейменов: Ну, по сути, это означает, что за очень короткое время количество больных, подключенных к аппаратам ИВЛ, можно увеличить вчетверо. Правильно?
Вероника Скворцова: Абсолютно, да. Вот та клиника, где мы находимся, имеет 255 коек, это клиника ФМБА, национального медицинского исследовательского центра, которая вчера полностью была освобождена от плановых пациентов, и с понедельника начинает работать только на больных с коронавирусом. Здесь у нас исходно 36 реанимационных коек. 36 аппаратов ИВЛ. Данная система позволит нам увеличить объем до практически 150, таким образом 50% коек в этой клинике будут правильно вентилироваться и спасать больных.
Кирилл Клейменов: Сейчас самое важное, как быстро устройство, о котором Вы нам рассказали, может пойти в серию? Как быстро его могут начать выпускать?
Вероника Скворцова: Благодаря стараниям сотрудников очень высокого класса госкорпорации «Ростех» и «Швабе», мы уже с понедельника запускаем производственную площадку в Лыткарино. За апрель месяц будет разработано 80 тысяч комплектов, и все необходимые состыковки, и все необходимые фильтры как для приборов, так и идущих к пациенту. С мая месяца мы переходим на мощность 200 тысяч таких комплектов в месяц. Это значит: с учетом наличия всех аппаратов ИВЛ во всех субъектах РФ, мы сможем помочь абсолютно всем регионам, клиникам, которые имеют реанимационные отделения.
Кирилл Клейменов: У меня еще один вопрос. Я знаю, что аппараты ИВЛ выпускают разные производители. Эта система, она совместима со всеми?
Вероника Скворцова: Абсолютно. Эта система совместима и с отечественными, и с зарубежными аппаратами ИВЛ и дыхательно-наркозными аппаратами.
Кирилл Клейменов: Невероятно. У меня к Вам еще один вопрос, последний, про вакцину. Все-таки сейчас новости о создании прививки от коронавируса очень важны. Что Вы нам можете рассказать, чем Вы нас порадуете?
Вероника Скворцова: На сегодняшний день Федеральное медико-биологическое агентство разработало семь прототипов рекомбинантной вакцины, собранной генно-инженерным способом из рекомбинантных белков, на каждом из которых есть эпитопы — места связывания с вирусом. Наша задача: из семи прототипов выбрать самые эффективные с учетом высокой иммуногенности при связывании с необходимыми эпитопами. Данная работа проводится сначала в режиме компьютерного моделирования. С понедельника она переходит уже на площадку Центра микробиологии Министерства обороны, которое имеет возможность, квалификацию и сертифицирован к работе с биопатогенами 2-го класса заражения. Мы проводим доклинические исследования и затем планируется разрабатывать эту вакцину в нашем федеральном учреждении, это Институт вакцин и сыворотки в Петербурге ФМБА.
Кирилл Клейменов: Когда вакцину ждать? Готовую к применению?
Вероника Скворцова: Готовую вакцину не ранее чем через 11 месяцев. Мы планируем к июлю месяцу завершить все испытания и перейти в фазу уже регламентированных доклинических исследований. Мы планируем выйти на первую-вторую фазу в конце текущего года — первый квартал следующего.
Кирилл Клейменов: А до этого надо продержаться. Спасибо. У Вас действительно были замечательные новости. Это была Вероника Скворцова, глава Федерального медико-биологического агентства, о том вкладе, который наши медики вносят в борьбу с коронавирусом.