Эксперты комментируют скандальные фейки в интернете о засекреченной эпидемии коронавируса
В российском сегменте Сети продолжают гулять провокации про коронавирус: тысячи зараженных, десятки тысяч, власти скрывают, мы все умрем! Спички, соль, лес, землянка.
Накануне я уже говорил на эту тему. Вчера был первый день Великого поста. И я призвал всех православных к трезвости и смирению. Только спецслужбы призвал к действию.
Сегодня — другое дело. Второй день — это не первый. Сегодня терпение мое кончилось. И я уже готов всех призвать. Нет. Нельзя. Долг христианина и гражданина не позволяет. Но очень хочется. Вот посмотрите сюжет Дмитрия Кулько и попробуйте меня понять.
Это стало универсальным приемом профессиональных фейкометов — голосовое сообщение в мессенджерах. Жуткая история, рассказанная вроде как по секрету знающим человеком.
Аудио WhatsApp: «Настена, привет. Позвонила подружка в панике. И у нее подруга работает помощником депутата и их якобы всех собрали и объявили, что в Москве более 20 тысяч заболевших коронавирусом. И что нужно закупать консервы, маски. Сидеть дома. Никуда особо не вылазить. Короче, в городе эпидемия. И вот она мне позвонила, попросила узнать, потому что у нее никого нет, кто работает в правительстве, но и ребенок у меня еще здесь болеет, 39 температура третий день, плохо сбивается».
Дополнение про якобы больного ребенка неслучайно. Ведь пытаясь создать информационную атомную бомбу, такие снаряды-фейки диверсанты забрасывают в соцсетях в «группы мамочек», особо чувствительных к теме здоровья и подобной конспирологии. Дезинформация как под копирку, меняется только начало: Катенька, Машенька или:
«Леночка, добрый вечер, у меня не очень хорошие новости, но очень хочется уберечь всех. В Италии передают о том, что у нас заболевшие».
Стоит ли говорить, что на самом деле никаких сообщений из Италии, конечно, нет. И не 20 тысяч, а четыре официально зарегистрированных случая в России: один москвич и трое в Казани — те, что оказались на лайнере Diamond Princess. Но те, кто хочет посеять панику, против официальных данных подключают еще и армию фейковых аккаунтов в соцсетях, предлагая верить то маме какой-нибудь Тани, то некому папе Матвея:
- Отец работает в Минздраве. Сегодня вызвали на совещание. Вернулся поздно и ничего не объяснил. Сказал собирать вещи, бежать в магазин за продуктами на две недели, едем далеко, за город.
- В Сибири уже тысячи инфицированных, 72 погибли. Власти скрывают чудовищно быстрое распространение вируса.
Последнее — из фейк-волны в приграничных с Китаем областях — дальше всю работу делают особо впечатлительные пользователи и сарафанное радио. Как быстро распространялись вбросы о коронавирусе в России в последние дни, показывают данные одного из ведущих организаций по борьбе с кибератаками Group IB. Схему злоумышленников уже раскрыли.
«Это профессиональные так называемые бот-фермы, которые располагаются в Восточной Европе и на Украине. Это средство в информационной войне для того, чтобы посмотреть, удастся ли потом добиться некоего кумулятивного эффекта, когда количество плохих новостей сойдется в одной точке, их будет настолько много, что, по их расчетам, это должно вызвать некий детонирующий эффект», — рассказывает президент Фонда защиты национальных ценностей, председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич.
Взорвать спокойствие вбросами о коронавирусе уже пытались месяц назад — давайте проследим всю цепочку. Вот все так же начиналось с постов о переполненных больницах, горах трупов, под ударом особенно тогда оказался Иркутск, или вот активный вброс о якобы заразных посылках из Китая. Следом — темы подхватывают Telegram-каналы, где много шума и никакой ответственности. В финале официальные издания публикуют полную чушь, а ведь все понимали.
«Здесь эта маргинальная оппозиция пытается сесть на хвост этой медийной атаке, чтобы раскачать уже политическую ситуацию здесь, то есть свои задачи решить. Раскачивание паники — это создание оппозиционных настроений: «власти ничего не делают», «государство очень плохое», то есть это постоянное повторение этого тезиса. «Мы живем в очень плохом государстве, оно нас не спасет — ужас, ужас, ужас — мы все умрем», — поясняет эксперт в сфере информационных технологий Игорь Ашманов.
Играя на чувствах, а не на фактах, фейкометы уже выводили людей на улицу. Кемерово два года назад. После пожара в торговом центре «Зимняя вишня» украинский блогер Евгений Вольнов тогда обзванивал морги, распуская слух о том что в огне погибли не 60 человек, а больше 300. Веселился на крови, о чем позже признался, и это редкий случай когда волна фейков вокруг громкого ЧП стихла уже на третий день. Вольнов сейчас в международном розыске за возбуждение ненависти и вражды, ждет наказание и тех, кто распространяет ложь о коронавирусе.
«На граждан административный штраф составляет от 30 тысяч рублей и может достигать до 400 тысяч рублей в зависимости от общественно-опасных последствий, которые вызовет ложная, фейковая новость. Что касается юридических лиц, штраф может достигнуть до 1,5 миллионов», — рассказала адвокат Ассоциации юристов России Ольга Евстропова.
Такой — повышенный штраф — грозит и блогерам-миллионникам, захотевшим привлечь внимание фейком. А кому вздумается изо дня в день врать и пугать подписчиков, может со своей серией материалов попасть в уголовное дело.