Аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым
Однако, здравствуйте!
Главный вопрос, который сегодня стоит перед человечеством — кто сдохнет раньше: коронавирус или мировая экономика.
Беспрецедентные меры с целью заблокировать распространение вируса привели к беспрецедентному же торможению экономики Китая. Падение производства, по некоторым оценкам, достигает трети, выброс углеводородов, например, сократился на 25%. Это при том, что как раз энергетический сектор Китая сохраняет устойчивость. Самый непосредственный ущерб нанесен пассажирским перевозкам. Продажи легковых автомобилей в КНР за первые полтора месяца текущего года упали на 92%. По данным китайского Минтранса, на работу не вернулись 220 миллионов внутренних трудовых мигрантов. Это больше половины трудовой занятости городской рабочей силы, что сопоставимо с общенациональной забастовкой.
Это при том, что летальность — смертность от нового вируса, по оценке вирусологов, 2%. Смертность от атипичной пневмонии 17 лет назад была 10%. При этом роль Китая в мировой экономики за это время увеличилась на порядок.
Номинальная доля Китая в мировой экономике за этот период увеличилась с менее чем 4% до 14%, а если считать по показателю паритета покупательной способности, отражающему реальный вес экономики в мире, достигла 28,4%. Соответственно выросла роль Китая в производственных цепочках крупнейших мировых промышленных корпораций и глобальной мировой торговли. Если эпидемия превратится в пандемию, по расчетам «Оксфорд Экономикс», глобальная экономика потеряет более триллиона долларов, а сокращение роста Китая до 4,5% в год нарушит производственные цепочки по всему миру.
Интересно, что у отдельных товарищей проблемы Китая и этого разрыва глобальных производственных цепочек рождают определенный оптимизм.
«Я думаю, что есть сочетание факторов, которое сделает очень-очень вероятным возвращение производств в США и в некоторой степени в Мексику", — отметил министр торговли США Уилбур Росс.
"У нас отличные отношения с Китаем, отличные отношения с руководством Китая, и Китай ясно понимает, что должна быть определенная взаимность», — сказал Дональд Трамп.
В определение этой взаимности конкретный вклад внес Пентагон: «Соединенные Штаты должны готовится к возможному военному конфликту с Китаем путем разработки новых вооружений, укрепления связей с союзниками и повышения эффективности деятельности Пентагона, — заявил помощник заместителя министра обороны США Чад Сбраджиа, другими словами, ставки на конфликт с Китаем огромны.
Помощники помощников чаще озвучивают правду, чем их начальники. Оно и понятно. США остаются основным бенефициаром действующей глобальной системы. И ее крах, даже если он утащит за собой Китай, будет, безусловно, крахом Соединенных Штатов. Можно пытаться «делать Америку великой», отжимая рабочие места у китайцев. Но это пока глобальная экономика не рухнула. Вот тогда рабочие места будет генерировать только Пентагон.
Мы повторим: цена борьбы с коронавирусом многократно превысит цену этого самого коронавируса. И разжигаемая из всех щелей паника должна обеспечить бесперебойную оплату этой цены. Но если эпидемия не стухнет к лету, что весьма вероятно, то платить придется не деньгами. Ну, или не только деньгами.
Однако, до свидания!