В Большом театре состоялась премьера оперы «Садко» Римского-Корсакова
Долгожданная премьера в Большом. На столичной сцене впервые почти за 40 лет опера «Садко» Римского-Корсакова. 630 костюмов, а декорации такие, что только их можно разглядывать часами. Лучшие голоса, сложнейшие арии и сюжет под стать современному блокбастеру.
На сцену Большого театра в джинсах и джемпере! Нет, исполнитель главной партии спектакля не забыл костюм. Новое прочтение оперы Римского-Корсакого «Садко» – это история о том, как самый обычный парень из нашего времени вдруг попадает в древнерусскую сказку.
Герой новгородских былин Садко предстает человеком с современными проблемами. С мечтой, которой жизненные трудности не позволяют воплотиться. И тогда он сбегает из реального мира. Сам сюжет, текст, персонажи этой древней истории вдруг обретают новые смыслы.
– Он хочет стать таким вот более уверенным, испытать какие-то чувства, которые он не может испытать в своей жизни, в обычной жизни сегодня, возможно, в жизни у него семейные проблемы, – говорит Нажмиддин Мавлянов, исполнитель партии Садко.
Режиссер постановки – Дмитрий Черняков. Его спектакли, пожалуй, никогда не оставляют зрителя равнодушными. Если «Руслан и Людмила», то шумная вечеринка с погромом. Если «Сказка о царе Салтане», то трогательная история о мальчике-аутисте, выдумавшем словно нарисованный на бумаге мир. Дмитрий Черняков переворачивает традиционные сюжеты с ног на голову.
– У него не бывает пустых спектаклей, у него бывают всегда спектакли, которые несут обязательно какой-то смысл, который он закладывает, рассказывая нам ту или иную историю, – рассказывает Владимир Урин, генеральный директор Большого театра России.
– Мне хочется сделать что-то очень сложное, самому взять еще какой-то вес для себя, поэтому простую вещь не хочу, хочу ту вещь, которую не знаешь, что делать. Вообще думал, что я никогда не возьмусь, потому мне казалось, что это просто не разгадываемый ребус, особенно для современного театра, – делится Дмитрий Черняков, режиссер-постановщик оперы «Садко».
Опера «Садко» действительно как ребус, в первую очередь, музыкальный. Все партии поражают своей сложностью. И каждое свободное мгновение артисты Большого театра оттачивают технику исполнения.
Для Римского-Корсакова, который больше всего в жизни любил музыку и море, эпические морские сказания о Садко стали одним из главных произведений. Он словно отдал этой опере всего себя. Также по-особому и театры относились к постановкам «Садко» в разные годы.
Декорации в этом спектакле словно один огромный конструктор. Здесь в деталях и образах отсылки к эскизами художников, которые оформляли оперу «Садко» на протяжении всей ее истории.
Великие мастера Рерих, Билибин, Коровин, спектакль использует их наработки и погружает зрителей еще и в театральную историю. Эффект усиливает и новая выставка, открывшаяся прямо в Большом театре. Подлинные костюмы, наброски, уникальные фотографии: весь Римский Корсаков, каким он был представлен на сотнях разных сцен.
Как говорит режиссер Дмитрий Черняков, именно в музыке Римского-Корсакова он чувствует особую метафизику. Он уже срежиссировал пять его спектаклей и планирует поставить еще несколько опер великого композитора.