Владимир Путин провел совместное заседание президиума Госсовета и Совета при президенте по науке и образованию
О том, что поменять в системе высшего образования и уже сейчас готовить в России специалистов будущего, говорили сегодня на заседании президиума Госсовета. Страна большая, в разных регионах спрос на разные профессии. За несколько лет, что студент учится, ситуация меняется. Как получать дополнительную квалификацию и где выпускникам наработать необходимый опыт? О том, как важно учесть все эти моменты, сегодня и шла речь.
Заседание президиума Госсовета и совета по науке и образованию посвящено подготовке кадров для экономики и соцсферы. Чем не повод узнать у присутствующих, а что, собственно, повлияло на выбор их первой профессии.
Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов рассказал, что его первая работа — строитель.
«Первая работа — опиловщик деталей. Мечтал о собаке или мотоцикле, папа сказал: хочешь - иди работай», — вспоминает губернатор Псковской области Михаил Ведерников.
«Первую работу получил в 10-м классе. Я выбрал, мне понравилось быть водителем», — говорит губернатор Тверской области Игорь Руденя.
«Я не выбирала, у нас было государственное распределение», — сказала вице-премьер Татьяна Голикова.
Одна из задач, поставленных президентом на заседании, — сделать все, чтобы подрастающее поколение смогло максимально эффективно раскрыть свой громадный потенциал в учебе и потом, конечно, на работе. И кузницей талантов должны выступать не только Москва и Петербург, но и регионы. Одной из современных проблем глава государства назвал сверхконцентрацию вузов в этих двух городах — более 200. Если не считать их собственные региональные филиалы, это свыше четверти всех вузов страны.
«Всякие разговоры «расселить» студенческую Москву и студенческий Питер, конечно, неприемлемы. Вместе с тем мы должны понимать, что далеко не все высшие учебные заведения в регионах в состоянии конкурировать со столичными городами, это пока очевидно. Не в состоянии конкурировать по качеству подготовки студентов, по квалификации преподавателей и тем более по уровню оснащения. Регионы теряют самое ценное при этом – таланты, кадры, молодежь. Вы знаете, звучат призывы повсеместно вернуть в вузы систему распределения. Сам многократно это слышал, встречаюсь с этими предложениями почти на каждой встрече с общественностью. Но вновь повторю: обязаловкой мы ничего не решим. Жизнь кардинально поменялась. Нужны условия для самореализации молодых людей, современные, привлекательные стандарты жизни и учебы, возможности для достижения успеха», — отметил президент.
С 2021 года, по словам президента, ежегодно будет увеличиваться количество бюджетных мест. Это продиктовано демографической ситуацией, и в первую очередь эти изменения коснутся регионов. Но, очевидно, одним лишь этим молодежь не привлечь, сама жизнь и учеба в регионе должны быть привлекательными.
«Предлагаю обновить, построить в регионах современные студенческие городки, во всяком случае начать эту работу, с учебными аудиториями, спортивными сооружениями, технопарками, жильем для студентов, аспирантов и преподавателей. Уже в текущем году в целом на обновление материально-технической базы и капитальный ремонт вузов будет направлено 22 миллиарда рублей из федерального бюджета. Нужно посмотреть, какую часть из этих средств можно использовать именно на обновление студенческих городков», — сказал Владимир Путин.
При этом источники финансирования вузов можно и нужно расширять.
«Вузы работают на регион, преподаватели и студенты живут там, проблемы образовательных учреждений губернаторам известны, числятся они по другому ведомству – за федеральным ведомством, допустим. И получается, например, субъект Федерации и может поддержать вуз, и хочет это сделать, но сразу же утыкается в бюджетное законодательство, коллеги рискуют столкнуться с обвинениями в нецелевом использовании средств. Согласен с предложением предоставить регионам право при наличии ресурсов напрямую финансировать программы развития местных вузов», — сказал президент.
Понятно, что не у всех регионов есть дополнительные средства на поддержку вузов или колледжей, но в этом может быть заинтересован бизнес, как, например, в Череповце. Яркий пример — местный химико-технический колледж, студенты которого не только получают стипендии от будущего работодателя во время учебы, но и уже со второго года обучения проходят практику на местах.
Предложение исполняющего обязанности губернатора Севастополя — поощрять предпринимателей, вкладывающих в систему образования.
«Рассмотреть возможность налогового вычета, если компания проинвестировала в СПО или университет средства, то на соответствующую сумму получить налоговые послабления», — сказал Михаил Развожаев.
Еще одна идея от человека, который каждый день работает с талантливой молодежью, учениками образовательного центра «Сириус», Елены Шмелевой — дать больше свободы студентам.
«Мы считаем, что наш университеты должны стать дружелюбнее к студентам, давая возможность индивидуального обучения и выбора своей образовательной траектории, устанавливая разумный баланс между работой с педагогом и самостоятельным обучением, фундаментальным образованием и получением практических компетенций», —сказала Елена Шмелева.
После выполнения домашних заданий по результатам сегодняшнего заседания Владимир Путин предложил встретиться в следующий раз в начале учебного года.