Легендарный кардиохирург Лео Бокерия принимает поздравления с 80-летием
Знаменитый кардиохирург, выдающийся ученый, человек, спасший десятки тысяч жизней. Лео Бокерия сегодня принимает поздравления с 80-летием. А встречает праздник как всегда на работе, в Бакулевском центре, который возглавляет вот уже четверть века. Ежедневно по несколько сложнейших операций.
– У вас сейчас какая по счету будет операция?
– Четвертая.
И так каждый день. Доктор Бокерия очень удивляется, когда у него спрашивают, зачем же до сих пор столько работать? Так ведь именно многочасовые операции и держат в тонусе. Причем не только разум. Но и тело.
– Сегодня подавляющее большинство операционных сделано с климат-контролем. Я говорю, что мы будем жить дольше, чем остальные, потому что мы постоянно при температуре 15-17 градусов, – говорит Лео Бокерия, президент Национального медицинского центра сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева.
В его операционной никакой музыки или радио. Напряжение снимает другим способом: «Я очень люблю, я называю это сплетничать с операционными сестрами».
С улыбкой на лице и будто невзначай задает ритм всему бакулевскому институту, оставаясь главным новатором в свои 80. Еще студентом он придумал, как делать операции детям с пороком сердца. Ведь при этом диагнозе организму постоянно не хватает кислорода, а значит, любое вмешательство опасно. По чертежам Лео Антоновича сделали барокамеру, в которой благодаря повышенному давлению кровь пациента лучше насыщалась кислородом. А вот хирурги в таких условиях ощущали себя как водолазы.
– Я даже почетный водолаз. У меня есть удостоверение. Потому что я погружался на глубину, эквивалентную 25 метрам воды, – рассказывает Лео Бокерия.
Потом Лео Бокерия первым в мире начал лечить аритмии сердца хирургическим путем. И первым же сделал операцию на коронарных артериях с помощью робота. Он и сейчас самые сложные случаи берет на себя. Этому пациенту два дня назад пересадил новое здоровое сердце.
– Надо вслух читать чего-нибудь
– Вслух читать?
– Да, хоть описание холодильника. Я серьезно говорю. Для развития легких очень важно.
Осколок достали из тела Заура, когда ему было девять лет. Он один из тех, кто три дня провел на полу в школьном спортзале во время теракта в Беслане. Как оттуда выбрался, не понимает до сих пор. Помнит лишь, как очнулся в больнице. Была лишь одна странная ссадина на груди, которая начала болеть только через три дня. Рентген показал осколок в сердце. На следующий день Заура уже привезли в Бакулевку. Оперировал Бокерия: «Открываю сердце. Там, где должна быть пуля, ее там нет. Крючками так, сяк, нет. И это была действительно рука Господа Бога, вот я по сей день так считаю, потому что я не знаю, что меня заставило взять салфеточку, взять за верхушку сердце и поднять. И она оттуда выпала. Из правого желудочка».
– Он мне говорит, ты осколок свой видел? Я ему говорю, нет, не видел. Они его в музей отдали, – рассказывал Заур Козырев.
Эти кадры были сняты через несколько дней после операции. Тогда Заур сказал журналистам, что теперь обязательно станет врачом. Детская мечта превратилась сначала в цель, потом в бессонные ночи учебы в медицинском вузе. И теперь Заур приехал в ординатуру к тому, кто 15 лет назад спас его сердце.
– С таким осколком, когда выживаешь, нужно идти только в кардиохирургию, – признается теперь ординатор Заур Козырев.
И это, признается Лео Антонович, для него лучший подарок. Впрочем, за годы работы запомнился еще один, после операции пациент пришел к нему в кабинет в руках с брючным костюмом: «Я говорю: "Это что?". А он говорит: "Это костюм для тебя". Я говорю: "А что случилось? Почему?". Да что, говорит, а я уже в это время готовлюсь в операционную, он говорит: "Вот люди тебя видят все время в зеленом, думают, что тебе нечего одеть!"».
Он, конечно, не обижается. Ведь знает, для многих его образ просто стал символом врача. Врача, который обязательно сделает так, чтобы сердце билось ровно.
И сегодня на нашем канале премьера документального фильма «Лео Бокерия. Сердце на ладони». Смотрите в 14:10.