Дмитрий Медведев подвел итоги года, ответив на вопросы представителей сразу 20 телеканалов
Дмитрий Медведев подвел итоги уходящего года. Это уже многолетняя традиция. Премьер-министр в декабре общается с представителями ведущих телеканалов страны. Правда, в этом году собеседников было гораздо больше обычного, позвали ведущих сразу 20 каналов — тех, что вошли в первые два общедоступных мультиплекса. А там, как известно, есть и спорт, и развлечения, и музыка, и даже детский формат, что тоже наложило свой отпечаток на поднимавшиеся в ходе разговора темы. Хотя практически все вопросы были актуальны — от нехватки лекарств и вывоза мусора до блокировки интернета и допинговых скандалов.
Большое телеинтервью с главой правительства уже по традиции проходит в Останкино перед Новым годом, а потому свой разговор премьер-министр, тоже традиционно, начинает с подведения итогов года уходящего. Для экономики страны он был в целом благоприятным, и хотя рост в 1,5% не такой уж впечатляющий, есть и более оптимистичные показатели.
«Ну, например, цифры инфляции. Инфляция в этом году будет в пределах 3,8%, это самая низкая инфляция за всю историю Российской Федерации с момента образования нашей страны», — сообщил глава правительства.
Теперь есть надежда на ускорение роста. Подтолкнуть экономику должны нацпроекты, а еще снижение барьеров для бизнеса и улучшение делового климата. Есть и еще одно важное решение правительства — влить в экономику деньги из неприкосновенного запаса.
«Мы в целом приняли решение — непростое, оно далось нам в результате дискуссий, — о том, чтобы в известной степени, как принято говорить, распечатать кубышку, то есть открыть возможности, связанные с Фондом национального благосостояния России. По всей вероятности, в ближайшие несколько лет мы направим из ФНБ сумму, приблизительно, здесь я пока говорю осторожно, приблизительно равную одному триллиону рублей», — рассказал премьер-министр.
И это в дополнение к нацпроектам, где объем инвестиций и вовсе гигантский — 26 триллионов рублей. Из них весомая часть пойдет на развитие медицины, причем больше полутриллиона — на первичное звено, то, с которым сталкивается каждый пациент.
«Именно туда, в поликлинику, в ФАП, в больницу приходят практически все люди. Здания замызганные, грязные. Я почти каждый день в своих социальных сетях получаю фотографии. Ну как сюда можно ходить? Конечно, все это грустно. Поэтому нужны инвестиции в саму первичку. Я к чему все это говорю: нужно строить новые здания или проводить капитальный ремонт существующих, потому что в сарае невозможно лечить людей. Ну, невозможно. Туда же, конечно, нужно будет закупить еще дополнительно медицинское оборудование, хотя мы его и покупали в последние годы, но все равно дозакупить. Вот это важнейшее направление и этим нужно будет заниматься всем вместе, поскольку каждый регион должен будет в это тоже вложиться», — сообщил Дмитрий Медведев.
Но разруха в сельских больницах не единственная проблема. Сложности возникают и с наличием лекарств в аптеках, причем из продажи порой исчезают жизненно важные препараты.
«В этом году с полок аптек пропадают то и дело жизненно важные препараты. Кто-то винит в этом импортозамещение, кто-то говорит, что во всем виновато государственное регулирование цен, что делает производство этих препаратов нерентабельным. Где, по-вашему, допущены ошибки?» — задала вопрос ведущая Первого канала Елена Винник.
«Я бы не стал винить импортозамещение. Мы же можем лекарства производить, это сто процентов. У нас за последний год фармацевтика выросла, по-моему, на 18%. Другое дело, что нужно смотреть за качеством этих лекарств. Очень часто от людей такое: вот когда это иностранное было — оно работает, наше — не работает. Здесь надо разбираться. Вы упомянули государственное регулирование цен. Это тоже довольно сложная тема. И необходимо предпринять усилия, чтобы это регулирование было более гибким. Поскольку что происходит: нужно постоянно перерегистрировать цены. Если этого не делать, то цены вылетят наверх. Поэтому вот мы эти цены давим, в ряде случаев по таким условиям не хотят работать производители. И нужно находить компромисс. Иными словами, это постоянная работа. Постараемся сейчас отрегулировать это таким образом, чтобы сбоев было меньше или их не было бы вообще, по возможности», — пояснил глава правительства.
Еще одна тема, которая касается каждого жителя страны и в мегаполисе, и в маленькой деревне. Мусорная реформа. Она стартовала в начале года и, по сути, в России должна появиться новая отрасль, которой не было никогда — глубокой переработки бытовых отходов.
«Сейчас мы вынуждены эту отрасль создавать. Причем это идет непросто. Это, во-первых, масштабные инвестиции; во-вторых, людям далеко не всегда нравится то, что утилизация должна проходить где-то у них под носом. И здесь нам нужно пройти между двумя полюсами такими — с одной стороны, все-таки заниматься уничтожением этих отходов, а с другой стороны, чтобы люди чувствовали себя комфортно. Были сомнения по поводу тарифов, что они могут вырасти и ударить по карману. Кое-где это произошло. Но все-таки нам при помощи зачастую ручного управления и ряда решений, мы их там немножко меняли, удалось не допустить масштабного роста тарифов», — сказал Дмитрий Медведев.
В прошлые годы в интервью с премьером участие принимали лишь пять федеральных каналов. В этот раз их число выросло до 20. Страна перешла на цифровое вещание, каждому жителю России стали доступны 20 каналов, каждый из которых был сегодня представлен в студии. Вопрос от спортивного канала «Матч» предсказуемо касался очередного допинг-скандала, который грозит России отлучением от соревнований на четыре года.
«Мы должны, конечно, и дальше проводить работу, направленную на борьбу с допингом в нашей стране, потому что здесь мы грешны. Но а другие страны, что, безгрешны? Вот это больше всего и раздражает. Все, что связано с этим допинговым скандалом, уже мне напоминает бесконечный антироссийский сериал. Приняли решение — наказали — отстранили. Потом где-то снова зачесалось, решили: давайте-ка мы еще раз посмотрим те же самые списки, те же самые пробы, нет ли чего-то, что мы пропустили. И подвергнем уже тех, кто, во-первых, отвечал, по сути, вторичной ответственности, да еще и в ряде случаев распространим эту ответственность на спортсменов без учета их вины. Ну, понимаете, это как и любое правонарушение, а использование допинга с точки зрения спортивного законодательства правонарушение, оно может быть совершено только при наличии вины. Вполне вероятно, что решение будет достаточно сложным для нашей страны, но, естественно, нашим спортивным властям — и Минспорту, и другим — даны указания сражаться за наши интересы, за интересы каждого спортсмена для того, чтобы они могли принять участие в спортивных состязаниях», — рассказал премьер-министр.
Еще одна журналистка решила напомнить премьеру о резонансном законе, принятом в этом году. Его окрестили законом о суверенном интернете. Еще до принятия пошли разговоры, будто бы интернет в России могут ограничить, а популярные сайты — запретить. Премьеру еще раз пришлось развеять эти слухи.
«Ничего никто закрывать не собирается. И YouTube как был, так и останется. Закон, о котором Вы говорите, закон, который иногда называют законом о суверенном интернете, он же действительно направлен не на то, чтобы что-то там запретить. Во-первых, запреты неэффективны и достаточно легко в интернете обходятся, а, во-вторых, цель законопроекта совершенно в другом — в том, чтобы нас не отрезали как раз от мировой Сети, если кому-то в голову это придет», — пояснил Дмитрий Медведев.
Самым юным участником интервью оказалась сегодня ведущая детского канала «Карусель». Девятилетняя Аня Тадыщенко спросила премьера о предстоящих новогодних праздниках.
«Дмитрий Анатольевич, расскажите, как Вы будете встречать Новый год», — спросила Анна Тадыщенко.
«Соберу свою семью, каких-то друзей, которые приедут ко мне в гости, сяду за стол и буду слушать выступление президента. Так же, как встречает 99% нашего населения», — ответил Дмитрий Медведев.