Мошенники в рекламных целях используют фотографии ведущих Первого канала
Уж сколько раз твердили миру, и опять доверчивые люди наступают на одни и те же грабли. Мошенники используют лица знаменитостей для объегоривания тех, кто попался в их ловушки. Соцсети и интернет — как поле для выколачивания денег из карманов.
Я от имени всех своих коллег, сотрудников Первого канала, хочу всем нашим зрителям, подписчикам в Инстаграм и на других площадках сказать: нет, ни я, ни Иван Ургант, ни Елена Малышева, ни другие мои коллеги и известные люди не предлагают денежные компенсации, не носят браслеты бабы Клавы, или как ее там, и не участвуют ни в каких других подобных фейковых рекламных кампаниях.
Очень просим вас — проверяйте информацию, не покупайтесь на откровенную ложь и сфабрикованные фото. Все, что мы делаем на Первом канале, есть на сайте Первого канала. Вот это и есть единственный надежный источник. Не отдавайте свои, трудом заработанные деньги лжецам и аферистам.
Каждый раз он переживает не за себя — за телезрителей, которые попадают на удочку аферистов. Чего только не рекламировали от имени Леонида Аркадьевича. Раньше — в газетах, сегодня — в интернете.
«Мне писали: «Аркадич, ну что ж, мы тебе верим, а мы попробовали, ни фига не помогло, а бабушке стало хуже». Это шарлатанство в чистом виде», — рассказывает Леонид Якубович.
Возможности у шарлатанов стали безграничными, говорит главный кардиохирург страны Лео Бокерия. Каждый телефон — глобальная доска объявлений. О том, что его лицо продает некие браслеты, рассказал родственник из Тбилиси.
«Я говорю: «Нудар, ты что, сдурел что ли? Ты когда-нибудь слышал, чтобы я что-нибудь рекламировал?» Я вообще никогда ничего в жизни не рекламировал. Вообще. Ничего», — говорит Лео Бокерия.
За врачами, телезвездами, лицами с обложки — целая армия аферистов. Сезон охоты на доверчивых пользователей. Фотографией Ивана Урганта прикрывались создатели липовых опросов.
Теперь только и остается повторять вроде бы очевидные вещи: за участие в розыгрышах или опросах нельзя платить никакие комиссии, пошлины или взносы.
«Взять фотографию и написать под ней все, что угодно может каждый. Неприятно, что кто-то там корыстно пытается что-то провернуть», — говорит Иван Ургант.
Интернет лихорадит на фоне настоящих розыгрышей. Их называют «гивы» — от английского “Giveaway” — раздавать, дарить. Звезды устраивают акции для своих подписчиков. Но мошенники тут же подделывают странички, поменяв в названии пару букв или цифр. Максим Галкин после такого случая экстренно записывал видеообращение в Инстаграме.
«Это всегда неприятно, потому что репутация — это самое главное, что есть у актера. Долго и тяжело зарабатывается», — отмечает Ксения Алферова.
На лицах и брендах в 2018 году аферисты заработали минимум полмиллиарда рублей. Но если в прошлом году была волна, сейчас цунами.
«Реально бум, мы видим рост самих мошеннических схем на 18% в этом году, но использование звезд в разы больше. Звезды используются лишь такой приманкой», — отмечает руководитель Департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности IT-компании Андрей Бусаргин.
Вот — свежая наживка. Логотип Первого канала, фотография Екатерины Андреевой и слова о неких компенсациях и выплатах. Обставлено как срочная новость, но на самом деле не имеет никакого отношения к Первому каналу или ведущим. Реклама уводит на посторонний сайт с подозрительным названием.
«Это, как и известная эта мошенническая история, что вам пишет дядя из Африки. И сейчас ему нужно тоже чуть-чуть денег, чтобы перечислить вам миллионы», — говорит руководитель отдела интернет-продвижения Дирекции общественных связей Первого канала Майя Миличь.
Эта страница выглядит более продуманно. Российский флаг на заставке, авторитетные названия. А внутри — опрос или проверка по фамилии. Показательно, что даже если абракадабру напечатать, страница одобрит некую компенсацию или выигрыш. И попросить лишь оплатить пошлину — рублей 300. Важно понимать, что потерять можно гораздо больше.
«Вы даете данные своей карточки, номер, имя, срок действия, CVC. Могут списать все, то есть, риски большие», — отмечает Майя Миличь.
В глаза сразу бросаются поддельные хвалебные комментарии, и тающий счетчик выплат, который подстегивает пользователя. А еще — мелкий шрифт внизу, где синим по синему написано: все это является игрой, а любой доход — вымысел. Да и сама реклама должна вызвать подозрения. Ее рассылают страницы-однодневки с названиями вроде «Главные новости», «Новости сегодня», «Время новостей». Фейки легко распознать.
«Новости Первого канала — неправильно написано название даже, ну как бы не с большой буквы, 36 подписчиков, непонятная картинка», — поясняет Майя Миличь.
Подлинность аккаунта Новостей Первого канала в Фейбсуке подтверждает галочка. Сотни тысяч подписчиков, множество публикаций. Проверить вроде бы несложно. Но звездное имя порой убаюкивает внимание.
Обратная сторона популярности. У Первого канала не только 23 миллиона подписчиков в соцсетях, но и аудитория — больше 300 миллионов телезрителей по всему миру. С нашими телеведущими целые страны просыпаются, работают, отдыхают, отмечают главные семейные праздники. Поэтому аферисты и используют тех, кому люди доверяют как родным.
Так, от имени Екатерины Стриженовой действовал самозванец, который представился ее агентом. Получил предоплату за проекты и пропал. Косметическая фирма вслепую заплатила за рекламу.
В передаче «Жить здорово» Елена Малышева предупреждала о мошенниках, наказывать их телеведущая призывает жестко.
"Ни Первый канал, ни я не имеем к этому никакого отношения. Будьте осторожны! Не найти хвостов. 33 каких-то компаний, которых не существует, какие-то сетевые бизнесы. Но самое главное, что нет ответственности. Если бы было в законе написано: за использование лиц, за клевету, за ложь, штраф 100 — 200 миллионов, тогда бы никто не лез", — говорит Елена Малышева.
Судебных процессов действительно немного. Дело не столько в законе — статья о мошенничестве в уголовном кодексе есть.
«Наказать мошенников несложно, законодательство и практика судебная сегодня есть. Вопрос выявления. Не всегда мошенники пользуются и находятся в России, пользуются российскими серверами», — поясняет юрист Игорь Путилов.
Да и не каждый пострадавший идет в полицию из-за 300 рублей. Сами пользователи могут пожаловаться на обман, нажав кнопку. Такие страницы на Первом канале блокируют чуть ли не ежедневно.
«Вот как сетями браконьеры собирают рыбу, так и пользователей собирают мошенники. Там один, например, процент, и то поведется, то есть случайно. Никогда не нужно кидать какие-то предоплаты, какие-то комиссии и прочее», — советует руководитель Департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности IT-компании Андрей Бусаргин.
Чтобы не угодить в ловушку, лучше довериться официальным источникам. Если терзают смутные сомнения, набрать 1tv.ru, здесь же ссылки на все подлинные страницы в соцсетях.