Пострадавшие от наводнения жители Иркутской области продолжают вместо помощи получать отписки
Вопрос выживания в самом прямом смысле стоит сейчас перед сотнями жителей Иркутской области. Минувшим летом регион накрыло сильнейшее наводнение. Сейчас за окном под минус 20 и многие до сих пор вынуждены жить в промерзших домах.
На этой неделе стало известно, что из федерального бюджета в Приангарье направлено четыре миллиарда рублей в качестве компенсации затрат региональной казны на ликвидацию последствий стихийного бедствия. Однако были ли деньги потрачены по назначению — большой вопрос. Недавняя проверка, проведенная активистами Общероссийского народного фронта, вскрыла множество нарушений.
Шестилетний Рома вынужден каждый день пить не один десяток таблеток, которые медленно уничтожают печень и почки. В доме влажность 77%. Заключение санэпидемстанции: здесь жить нельзя. После наводнения фундамент размыло, печка разваливается, стены потрескалась, входная дверь не закрывается.
«МЫ у мэра спросили, почему мы не попали в постановление, он сказал: губернатор сам не может ответить на этот вопрос», — рассказывает Наталья Залепо.
Соседям за стенкой — дом на двух хозяев — деньги на новое жилье выделили. И такая ситуация по всей Совхозной улице. Все обездоленные соседи пришли за юридической помощью, которую бесплатно сегодня оказывают юристы ОНФ.
«Только четыре семьи получили сертификаты на жилье. Потому что они передали записку Путину, как нам объясняет администрация. Сертификат нам не положен, положено расселение. Когда, в каком году, неизвестно», — говорит Татьяна Стелькина.
Выездная комиссия решила, что причина потопа в их домах грунтовые воды. И совсем не важно, что их вызвало наводнение. Каждый второй пострадавший недоволен результатами работы комиссий. Иногда обследование делали, не выходя из машины. Таковы данные мониторинга ОНФ. Например, вместо сноса людям предлагали ремонт.
Этот многоквартирный дом в Нижнеудинске обследовали дважды. Решение комиссии — ремонтировать. Но недавно квартира на первом этаже провалилась в подвал. Компания ООО «БСЭС», которая проводила проверку, получила госконтракты без аукциона, как единственный поставщик услуг.
«Был направлен депутатский запрос в прокуратуру. И после всех этих действий договор был расторгнут. Мы можем констатировать факт, что дабы как-то быстро получить эти подряды, собственно, губернатор выводил близкие ему компании», — рассказал член регионального штаба ОНФ в Иркутской области, депутат Госдумы Александр Якубовский.
О том, что на паводке зарабатывают приближенные губернатора и его семья, в местной прессе писали не раз. Особенно активно ситуацию комментировал политический обозреватель Сергей Угляница. В октябре мужчина был жестоко избит двумя неизвестными. Его коллеги продолжают расследование.
«Режим ЧС позволяет заключать контракты с единственными поставщиками. Команда Левченко воспользовалась этой возможностью для того, чтобы максимальное количество контрактов предоставить своим приближенным бизнесменам. В принципе, у них нет особой мотивации, чтобы это выполнить, потому что губернатор их не накажет», — поясняет политический обозреватель Галина Солонина.
В микрорайоне Угольщиков до октября должны сдать 30 многоквартирных домов. Начали работать еще в августе, но к активному строительству приступили лишь на этой неделе. В ЖК «Березовая роща» ситуация еще хуже. Журналисты были там в пятницу днем. И вообще никого не увидели.
Стройматериалы покупают по завышенной цене. Вот официальная справка о продажах ООО «Метр». Например, мешок цемента 378 рублей, хотя в магазине он — 250. О кумовстве говорят и местные предприниматели. Но называть свои имена и показывать лица они опасаются.
«В Тулуне, когда работали по ликвидации завалов, невозможно было свою технику поставить. — А на камеру вы нам сможете это рассказать? — Прости, но что касается нашего города, это просто опасно», — говорит предприниматель.
Эта неделя для губернатора ознаменовалась новым скандалом. В правительстве региона прошли обыски ФСБ и Следственного комитета. Их связывают с задержанием директора ООО «Звезда».
«Было похищено более 185 миллионов рублей. Хамуляк и пока неустановленные лица необоснованно завысили стоимость лифтового оборудования и объемы строительно-монтажных работ», — сообщила официальный представитель СК РФ Светлана Петренко.
«Хорошие лифты — самое главное. Мы проводим конкурсы, выигрывает неизвестно кто, а потом мы с ними боремся, а потом нашли нормального подрядчика», — заявил губернатор Иркутской области Сергей Левченко.
О том, как работала фирма «Звезда», рассказывают жители многоквартирных домов. Горе-специалисты лифты устанавливали с нарушениями, просверливали стены в квартирах. А после очередного ремонта один из лифтов едва не рухнул.
«С шестого этажа он резко пошел, падал до третьего. На третьем остановился и свет выключился. До сих пор трясутся коленки, испугалась так», — рассказывает жительница дома Валентина Проценко.
Теперь директор компании «Звезда» проведет два месяца в СИЗО. Многое зависит от его показаний. Но как же такая фирма с двумя сотрудниками и капиталом в 10 тысяч выиграла полумиллиардный контракт?
«Связь семьи губернатора с этой фирмой очевидна. Учредителем данной фирмы является Андрей Ядришников, это член избирательной комиссии от Иркутской области, член КПРФ. А заместителем директора ООО «Звезда» является Обозов Виктор Владимирович, помощник депутата заксобрания Левченко Андрея Сергеевича, родного сына губернатора», — рассказывает депутат думы Ангарского городского округа Денис Ягодзинский.
ОНФ и местные журналисты начали новое расследование. По их данным, подрядчики покупают стройматериалы у фирмы, возглавляет которую все тот же Андрей Левченко — сын губернатора. Бизнесмен ранее был осужден за уклонение от уплаты налогов через фирмы-однодневки. Доказательства активисты обещают предоставить уже в ближайшие дни.