За призыв к расправе над судьей задержаны двое
Сегодня задержали двух гражданских активистов. Суть и смысл их гражданской активности — они требовали расправы над судьями. После 90-х, когда бандиты угрожали и даже убивали судей, это новый вид гражданской активности. Тогда было понятно за что — за привлечение к уголовной ответственности бандитов. Что на этот раз?
На мысль об убийстве Андрея Бородина семь лет назад толкнул телерепортаж о суде над участницами группы Pussy Riot. Судья Елена Иванова продлила им арест, а Бородин, как оказалось, не вполне вменяем, и пошел мстить.
«Он нападал с топором, что само по себе не совсем стандартно. Конечно, после вот этого случая меры безопасности были повышены», — рассказывает судья по уголовным делам Московского городского суда Андрей Суворов.
Судья, по словам Андрея Суворова, оказалась не робкого десятка. Неожиданно оказала жесткое сопротивление Бородину, и его скрутила подоспевшая охрана. Угрозы, в том числе и убийством, поступают российским судьям регулярно. И судья Суворов однажды нашел в своем почтовом ящике такое послание.
«Я не могу сказать, что, что очень храбро все это воспринял. Но я не знаю ни одного случая, когда мой коллега судья, московский судья, при поступлении такой угрозы отказался бы от дела, сдался бы и испугался вот этих вот негодяев», — говорит Андрей Суворов.
Угрозы стоило воспринять всерьез. Суворов рассматривал дело одной из преступных группировок. Уже через час судье была обеспечена государственная защита, и он довел процесс до конца. И такую защиту российским судьям приходится предоставлять все чаще.
«Только за девять месяцев 2019 года поступило около 250 обращений, которые связаны с безопасностью правосудия. В отношении двух судей угрожали убийством, в отношении восьми применением насилия», — сообщил председатель Совета судей РФ, Судья Верховного суда РФ Виктор Мамотов.
Сейчас в России 82 судьи находятся под охраной силовиков. Ведь это не шутки. Шире применять госзащиту судей начали девять лет назад, после того как в подъезде собственного дома был убит судья Эдуард Чувашев. Ему отомстили националисты за то, что дал сроки их подельникам за убийства людей с другим разрезом глаз. Его выслеживали несколько недель, на этих кадрах убийца входит в подъезд, где через минуту застрелит Чувашева.
«Он не боялся, потому что он офицер. Он говорил: «Я умею пользоваться оружием, и я могу сам себя защитить». Я говорила ему: «Я тебя очень прошу: будь осторожен». Он говорит: «Не переживайте, не переживайте». И вот это произошло. Ему было 48 лет», — рассказывает председатель Московского городского суда Ольга Егорова.
Незадолго до этого националисты грозили Чувашеву смертью. Так что теперь любая такая угроза под особым вниманием. Минувшим днем Следственный комитет взял под стражу Алексея Вересова. Уголовное дело против него возбуждено после того, как в одной из соцсетей он опубликовал короткий, но вполне явный призыв убить судью, который вел одно из дел о летних беспорядках в Москве. В этот же день, по делу об угрозах судье арестован еще один гражданин России Сергей Половец.
«Если допустим, предположить, что за любую угрозу судье в 100% случаев привлекут к ответственности, и пускай эта ответственность будет одни сутки ареста, поверьте мне, угрозы судьям прекратятся в тот же день», — уверен полномочный представитель Правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Борщевский.
Судьи выносят решения от имени государства, оградить их от угроз — задача государственная. Теперь безопасность судов должны круглосуточно обеспечивать не только судебные приставы, но и Росгвардия. Такие меры безопасности, дело, конечно, не очень приятное, но нужное. Только за этот год и только в московских судах на входе было изъято больше 600 единиц огнестрельного оружия и полторы тысячи ножей.
С развитием интернета число анонимных угроз судьям растет в геометрической прогрессии. Но в каждом уважающем себя государстве, любое давление на служителей Фемиды должно жестко пресекаться.
«Важно, чтобы судьи чувствовали себя безопасно в течение всего периода, когда они осуществляют судопроизводство по делу. Тогда они могут принять независимое, законное и обоснованное решение. Поэтому безопасность судьи — это важнейший залог справедливого суда», — считает полномочный представитель СФ в Конституционном суде и Генпрокуратуре Андрей Клишас.
Судьи на разные лады повторяли нам одно: угрозы или даже нападения на судей сколь отвратительны, столь и бесполезны. Закон или тот же Уголовный кодекс — это сухой алгоритм, выработанный обществом. И именно судья придает ему человеческое измерение под названием «справедливость». Уйдет один. Придет другой. А закон никуда не денется.