В мире отмечают 30-летие падения Берлинской стены
Сегодня во всем мире отмечают 30-летие падения Берлинской стены, пожалуй, главного символа «холодной войны». На протяжении десятилетий стена разделяла восток и запад в самом Берлине, в Германии и за ее пределами. Сейчас от нее остались только фрагменты и воспоминания. У всех они разные.
Будь готов, как Эрнст Тельман. Бывшие пионеры ГДР подпевают. Тематическая вечеринка. «Важный гость» из Берлина под аккомпанемент смеха рассказывает о том, как хорошо в соцстране германской жить.
30 лет назад Берлинскую стену восточные немцы разбивали молотками да кувалдами. Слезы радости. Объятия. Удивительное единство. Мы один народ.
Сегодня западные немцы жалуются на неблагодарность, оставшийся неизменным менталитет ГДР на востоке страны, а там недовольны предвзятым отношением к ним на западе.
– Сложно объяснить, что страна ГДР была не только серой и печальной, дома безликие и только лишь одни трабанты на дорогах. Все это клише, – считает художник Саша Вюстерфельд.
Художники Саша Вюстерфельд и Ульф Граупнер создали комикс про супергероя пионера Ронни из Дрездена, ГДР. У него уникальный дар — перемещаться через границу разделенной Германии.
– Взрослый Ронни несчастен. После падения стены у него ощущение, его жизнь потеряла смысл, – объясняет художник Саша Вюстерфельд.
За сверкающим фасадом торжеств к тридцатилетию падения стены скрывается именно это. Порой безуспешные попытки осси, так называют восточных немцев, занять достойное место в единой стране.
– 77% руководящих должностей на востоке заняты западными немцами или иностранцами. 84% верховных судей восточной Германии — западные немцы. Конечно, понятно, что сразу после объединения Германии элиту необходимо было заменить, но как они нам, осси, объяснят, что 30 лет спустя так и не нашлись местные жители на руководящие должности, – говорит блогер Франциска Шрайбер.
Поколение восточных немцев-миллениумов, тех, кто и ГДР-то не застал, обсуждает это в видеоблогах, в Instagram. Почему путь наверх как будто закрыт?
– Нет ни одного ректора университета из Восточной Германии!
– Менее 1% генералов Бундесвера – восточные немцы!
– Из 190 председателей правления компаний, охваченных биржевым индексом DAX, лишь 5 – восточные немцы.
В итоге, более половины восточных немцев, согласно опросам, чувствуют себя в стране людьми второго сорта. Да, конечно, есть Меркель. Но и она, хоть и выросла в ГДР, родилась-то на западе.
– Я спросил как-то коллегу из Баварии: «Как у тебя дома отнеслись бы к тому, что 80% ведущего кадрового состава, ректоров университетов, главных редакторов газет и так далее, если бы это были восточные немцы из Саксонии, из Тюрингии?». Он посмотрел на меня и сказал: «На следующий же день — революция». Такая вот ситуация, она сложная, это одна из причин, почему восточные немцы так негативно настроены, – делится Матиас Платцек, в 2002-2013 гг. премьер-министр земли Бранденбург.
Это раньше были просто шуточки про неразумных немцев из ГДР. Вот их первый банан. Огурец. Сейчас они голосуют неправильно. И ультраправых у них больше. Так что всю Саксонию, например, в прессе малюют коричневым цветом. Молодежь оправдывается. Мы из Восточной Германии, мы не нацисты.
Ну а Берлинская стена спустя 30 лет – чуть ли ни главный магнит для туристов. Настолько сильный, что в этом году ее восстановили.
Все эти люди сейчас подключены к матрице, в которой воссоздан разделенный Берлин восьмидесятых. Своего рода путешественники во времени. Хотят увидеть, какой была жизнь в ГДР хотя бы через окно автобуса. В очках виртуальной реальности окна, конечно же, прозрачные.
В невиртуальном Берлине от стены остались лишь фрагменты.
Так было, а так стало. Всегда интересны подобные кадры. Это уже другой город, другая страна. Что же до трещин на карте. Сегодня шанс о них забыть и вспомнить то потрясающее чувство: стены больше нет.