Сбережение народа стало главной темой Всемирного русского народного собора
Всемирный русский народный Собор работал в храме Христа Спасителя. Вопрос — многогранный. Это — не только решение демографических проблем, повышение рождаемости, защита семейных ценностей. Не менее важны духовные основы общества, сохранение национальной идентичности россиян.
«Задумайтесь, что для вас важнее: иметь вокруг себя больше дорогих вещей или больше дорогих людей?» — задает вопрос Патриарх Кирилл.
Вопрос, неверный ответ на который может стать угрозой национальной безопасности. И который так важно задать сейчас, когда страна на пороге нового демографического кризиса. Два года подряд численность населения падает, заявил патриарх.
«Это не только опустевшие деревни Нечерноземья и нехватка рабочих рук для освоения просторов Дальнего Востока, да и города Москвы. Неблагополучная демографическая обстановка тормозит экономический рост России, угрожает социальным гарантиям старшего поколения. А в случае дальнейшего ухудшения чревата утратой территорий и распадом государства. И это не страшилка. Очень хорошо, что остроту проблемы осознают на самом высоком уровне», — заявил Патриарх Кирилл.
Послание Президента в 2018 году было специально заострено на демографических вопросах. Они заняли, эти вопросы, в Послании важное место, как и вопросы обороноспособности страны. В нашей стране чуть ли не ежегодно принимаются дополнительные меры, вносятся дополнительные законодательные инициативы демографического характера, однако этого внимания, этих мер, судя по всему, недостаточно, ведь с 2017 года Россия возобновилась в тенденции убыли населения.
Стратегию народосбережения под куполом храма Христа Спасителя готовят православные, иудеи и мусульмане — в многонациональной стране иначе никак. В первых рядах Всемирного русского народного собора и политики.
Речь о новых социальных гарантиях многодетным, льготы по ипотеке, приоритет при трудоустройстве. Семья с тремя детьми должна стать нормой. 160 миллионов человек как минимум должно составлять население страны через 30 лет. Все предложения в приветственной телеграмме пообещал учесть президент.
«Собор в очередной раз выступает ответственным партнером государства в решении самых острых проблем, которые встают перед нашей страной. Вы помните, еще в начале 2000 годов президент предложил целый комплекс мер, направленных на улучшение материального положения и жилищных условий семей, включая материнский капитал, льготы по ипотеке и многое другое», — отметил первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко.
Русский народный собор под эгидой РПЦ собирается в стране с 1993 года. Он создавался тогда с главной целью — в период сильнейшего политического и экономического кризиса объединить страну.
«Уже все поняли, что и коммунизм — плохо, и капитализм — плохо, и диктатура плохо, и демократия. Надо избрать собственный русский путь развития, и давайте это начнем с 1 января 2000 года», — призвал Владимир Жириновский в 1999 году.
Но вряд ли тогда, решая проблемы разделенного народа, могли подумать, что 20 лет спустя раскол наметится в самом мировом православии. Тема, которую Патриарх не мог обойти, — неоднозначная позиция Элладской церкви, которая приблизилась к тому, чтобы первой в мире признать украинских раскольников.
Это те самые раскольники, силой отбиравшие храмы московского патриархата. Новая церковь, которая, по сути, стала созданным Петром Порошенко политическим проектом под президентские выборы. А томос-туры — попыткой поднять рейтинг.
Автокефалия, против которой выступил один из прежних ее самых горячих сторонников — глава Киевского патриархата Филарет, назвав кабалой и ошибкой. Он теперь призывает паству протестовать.
Часть греческих митрополитов назвала решение Элладской церкви недействительным, говоря о давлении Вселенского патриархата. А сам вселенский патриарх Варфоломей поспешил поблагодарить греков. В субботу он прибыл в Салоники на литургию.
«Если украинский раскол будет действительно признан Элладской православной церковью или ее предстоятелем в форме совместного служения, литургического поминовения лидера раскола или направления ему официальных грамот, это станет печальным свидетельством углубления разделения в семье поместных православных церквей. Полнота ответственности за это разделение ляжет прежде всего на патриарха Константинопольского Варфоломея и на те внешние политические силы, в интересах которых был легализован в кавычках украинский раскол», — отметил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата Владимир Легойда.
«Мы обладаем определенной достоверной информацией, что все то, что происходит сейчас в мировом православии, это не случайность. Это не просто какая-то прихоть одного или другого религиозного деятеля, который просто умом помрачился, можно сказать. Это реализация совершенно конкретного плана, который преследует две цели: во-первых, оторвать Россию от греческого мира, а греческий мир от России. Потому что в сознании злоумышленников, а иначе я не могу назвать этих стратегов, Русская церковь представляется им некой мягкой силой, посредством которого Россия влияет на окружающий их мир. А возникает вопрос: а почему же Россия не может с другим миром делиться своими духовными дарами? Почему это преступно? Это преступно только в сознании тех, кто стремится к ослаблению, а по возможности, и к уничтожению той роли, которую играет Россия. И то, что сегодня происходит вокруг Русской православной церкви, вокруг всей этой проблемы признания или непризнания украинских раскольников православными церквами, во всей этой истории есть нечто, что не декларируется, но что является главной целью тех закулисных сил, которые развязали эти раскольнические тенденции», — заявил Патриарх Кирилл.
На фоне этих тенденций уже был сделан важный исторический шаг. Русский экзорхат в Европе с центром в Париже, который был создан из приходов русских эмигрантов после революции 1917 года — воссоединился с РПЦ. После разногласий с Константинополем, в подчинении которого находился долгое время.
«Как некое такое послевкусие украинского кризиса Вселенский Патриарх Варфоломей отменил статус самоуправляемой Парижской Архиепископии и приказал, чтобы все приходы, у которых свой статус, свой устав, и так далее, все они присоединились просто к греческим епархиям. Архиепископия отказалась распускаться, и, собственно, вот, дальше, после переговоров, опять же, большая часть из приходов и из священников воссоединяется сейчас с матерью-церковью, с Русской православной церковью», — пояснил историк Александр Дворкин.
На теме единения завершился и Всемирный русский народный собор, итогом которого стал призыв к экспертам вместе работать над будущей национальной идеей страны. Этот проект озаглавили так: «Русская мечта — 2050».
«Через 30 лет, в 2050 году, мы не знаем, какая будет страна. 30 лет назад она была совершенно иной. Но мы совершенно уверены, что через 30 лет точно сохранится институт русского народа, который называется Русская православная церковь», — заявил заместитель Главы Всемирного русского народного собора Константин Малофеев.