В Новой Третьяковке оживают образы Андрея Тарковского
Эти выходные — последняя возможность увидеть выставку «Свободный полет» в Новой Третьяковке. Это не просто экспозиция — в ней буквально оживают образы гениального Андрея Тарковского и других художников, которые творили, несмотря ни на что.
Неведомые материи внезапно вторгаются в жизнь людей и повсюду хаос. Из-под земли или из космоса. А может, вообще, из потустороннего мира. Даже сам художник Петр Беленок, родившийся в деревне под Чернобылем, не мог объяснить свои картины-видения.
Непонятный яркий луч бьет в небо, и люди убегают от него в панике. Здесь предчувствие художника просто поразительно, ведь он изображает катастрофу на Чернобыльской атомной станции, которая произойдет только через восемь лет. А еще через четыре года будет сделана эта фотография в разрушенном машинном зале станции: искореженные турбины, куски металла и тот самый белый свет, пробивающийся через отверстие в саркофаге. Фильм Андрея Тарковского «Сталкер», тоже случившийся в реальности. Фото со съемок «Сталкера» удивительно перекликаются с видами взорвавшегося реактора. А Петр Беленок использует киноприем — комбинированная съемка — вырезает снимки людей из спортивных газет. Отсюда столько эмоций.
И пророческий фильм про Зону отчуждения, и эти картины созданы в одно время, с одинаковым предвидением неизбежной катастрофы — и духовной, и техногенной.
«Ощущение вообще какого-то космического ужаса и одиночества человека в космосе. Тарковский ведь снял «Сталкер» за девять лет до этой катастрофы. Они — художники. И у них было какое-то великое предощущение, предвидение этого события» , — сказала куратор, автор проекта «Свободный полет» Полина Лобачевская.
Экраны с кадрами из «Андрея Рублева» словно парят в невесомости. Фильм, над которым чиновники в свое время просто издевались, сегодня для нас шедевр изобразительного искусства.
Как и герои «Соляриса», собравшие на станции шедевры мирового искусства, устроители выставки взяли в «Свободный полет» лишь избранные работы советского андеграунда. Анатолия Зверева называют русским Матиссом и Пикассо. Почти слепой Владимир Яковлев творил в больнице для душевнобольных.
Сын испанского политэмигранта Франциско Инфанте начал рисовать космическое будущее человечества, энергию Вселенной. Сегодня его сын Платон Инфанте — автор этой разумной планеты Солярис — использует не кисти и краски, а современные технологии.
Выставки, подобные этой, теперь будут проходить здесь, на новой площадке Третьяковки на Крымском валу, в бывших залах ЦДХ.
«Мы будем перекидывать мостик к тому, что происходило в этом здании в 1989-м, 1990-м и 1991-м годах, когда были выставки, которые открывали для нас новый, неизведанный мир современного искусства», — сказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Совместный проект Третьяковки с Музеем AZ совершенно по-новому раскрывает и работы запрещенных советских художников, и фильмы гениального Тарковского. Подчеркивая, что творчество в любые времена — это и поступок, и предвидение, и территория свободы, которую невозможно отнять.