Человек планетарного масштаба, Владимир Спиваков отмечает 75-летие
Круглую дату отмечает великий скрипач и дирижер, руководитель Национального филармонического оркестра России Владимир Спиваков. Ему исполняется 75. Юбиляра также поздравил Владимир Путин, отметив, что своим мастерством маэстро покорил лучшие сценические площадки, а еще невероятно предан избранному делу.
Несколько радиостанций транслируют сегодня записи его концертов, телеканалы показывают документальное кино. А юбиляр сбежал: к морю, на юг. Там только автомобильные гудки — пронзительный ми бемоль — могут временно нарушить гармонию и покой.
«Сбежал, да. Сбежал ото всех. Я хочу быть в покое, в тишине. Я не любитель суеты», — говорит Владимир Спиваков.
Когда-то в детстве, чтобы играть на скрипке, ему пришлось научиться приемам бокса. Хулиганы не давали прохода мальчику с футляром в руках. Бокс помог ему и позже, когда однажды в ночном Париже грабители потребовали кошелек или жизнь. А в руках была скрипка Страдивари. Он дрался за нее, как лев.
«Вот такая красавица. Ей 300 лет. Единственное условие, которое поставили люди, которые дали мне возможность играть на этой скрипке: после того, как я закончу играть на этой скрипке или со мной что-нибудь случится, она будет носить имя экс-Спиваков», — рассказывает музыкант.
Ему посвящали свои произведения Шнитке и Пярт. Легендарный Леонард Бернстайн подарил ему свою дирижерскую палочку. И Спиваков, достигнув всяческих высот как скрипач, ставил новые как дирижер. И никакие преграды — реальные или условные — не могли остановить.
«Я вспоминаю одну историю: я приехал записывать концерты Моцарта с Английским камерным оркестром. Я их все записал, и потом осталось записать симфонию концертанта для скрипки и альта, я играл с Башметом. И вот во второй части оркестр играл очень плохие штрихи, с моей точки зрения, которые искажали смысл этой музыки. Я обратился к концертмейстеру оркестра с просьбой их поменять. На что он ответил, что у нас в контракте записано, что мы не имеем права менять штрихи. На что я его спросил: скажите, пожалуйста, а у вас в контракте записано, что вы не можете попробовать? Он говорит: нет, не написано. Давайте попробуем. Я показал то, что я хочу, оркестр заулыбался, и все стали смотреть на концертмейстера. И поскольку он увидел и понял, что оркестр весь на моей стороне, сказал: хорошо, изменим. Но, правда, спустя месяц ко мне подошел другой человек, итальянец Сальваторе Аккардо, и он захотел изменить штрихи, они сказали: это штрихи Спивакова: мы менять ничего не будем», — рассказывает Владимир Спиваков.
Он считает, что российские музыканты все еще сильнее, глубже и свободнее западных, но высокая планка — не пожизненный приз. Музыка должна быть доступна для всех с младых ногтей.
«12 сентября — это со мной, конечно, не связано — в 2012 году в Швейцарии в Конституции включили обязательное музыкальное образование для детей во всех школах. У нас пока этого в Конституции нет», — сокрушается Владимир Спиваков.
Этот год для него юбилейный, как говорится, по всем фронтам. 40 лет со дня основания «Виртуозов Москвы», это по-прежнему один из ведущих камерных оркестров мира. Четверть века благотворительному фонду Спивакова, тысячи воспитанников которого, благодаря его поддержке получили возможность заниматься музыкой, выступать и просто жить.
«Когда вы кого-то спасаете, то вы чувствуете, что вы счастливы сами, у вас чудесное настроение и жизнь прекрасна», — говорит Владимир Спиваков.
Сегодня сразу после программы "Вечерний Ургант" на Первом канале — документальный фильм "Владимир Спиваков. Жизнь на кончиках пальцев".