Фестиваль уличных театров «Петрушки мира» проходит в Сергиевом Посаде
Посмеяться от души и погрузиться в детство в эти дни можно на уникальном фестивале уличных театров «Петрушки мира». Он проходит впервые. В Сергиев Посад съехались артисты со всей планеты. На кукольные комедии с национальным колоритом идут смотреть и взрослые, и дети.
Петрушки всех стран объединяйтесь! Италия, Франция, Испания, Голландия — в Сергиевом Посаде собрались самые яркие представители одного из древнейших театров в истории — театра на ладони. Возможно, сотни лет назад именно так все и было. Настоящий народный балаган. И главное зрелище, конечно, они — смешные куклы в развесистых колпаках, с длинными носами и громкими голосами.
Первый международный фестиваль уличных театров «Петрушки мира» открывается парадом по центру города. Здесь русский Петрушка рука об руку со своими братьями: итальянским Пульчинеллой, французским Полишенелем, чешским Кошпареком и другими. Все это словно один персонаж, ставший частью множества культур.
«Вроде взрослый человек, но ведет себя как пятилетний ребенок, но его всего обожают. Не знаю, может, зритель видит в нем человека, который не скрывает своего ребенка внутри», — говорит заслуженный артист республики Крым Алексей Шило.
Когда не было кино и «Ютьюба», а театр только зарождался, Петрушка был главной звездой всех возрастов. Актер, танцор, певец, супергерой. Его приключения, смешные и опасные, объединяли все жанры.
Андрей Шавель — первый советский и российский Петрушка. Со своей женой Валентиной Смирновой они возродили все элементы древнего искусства. Отыскали в сундуках куклы, раскрыли секреты голоса Петрушки.
«Две пластинки, между ними — ленточка. Это работает вот так — кладется на язык, и он гуляет туда-сюда», — рассказывает руководитель театра «Петрушка» Андрей Шавель.
«Можно сказать, что это еще первые импланты, это же две тысячи лет назад уже было», — говорит арт-директор фестиваля «Петрушки мира» Михаил Яруш.
Похожая манеру говорить потом использовал диснеевский Дональд Дак, а все выкрутасы древнего Петрушки так напоминают комедию Чарли Чаплина. Бруно Леоне уверен: это все — часть нашего общего культурного кода. А итальянский Пульчинелла, хоть и считается одним из самых древних таких кукол, но явно был не первым.
«Есть удивительные ритуалы. Подобного персонажа нашли еще в рельефах в Гватемале и среди племен майя, это пятый век нашей эры, доколумбова эпоха, и там кукольник майя, который очень похож на кукольника с Пульчинеллой», — говорит артист Teatro delle Guarattelle Бруно Леоне.
А вот французский Полишенель. Этим куклам уже больше ста лет, они участвовали в спектаклях в старинных театрах на Елисейских полях.
Голландский Ян Классен, возможно, самый спокойный Петрушка, он немного ленив и не так любит опасные приключения. Кукольник Эрик ван Опхейм делится секретами изготовления своих кукол, он объездил весь мир и считает, что забывать это ремесло нельзя.
«Сейчас у детей компьютеры, телефоны, 3D-кино, но эти куклы настоящие, они общаются с аудиторией, они могут что-то просить, играть, и все на интернациональном языке», — говорит артист театра ОPGEPAST Эрик ван Опхейм.
Русский язык или французский, итальянский или голландский — зрители неизменно будут смеяться и понимать каждый поворот в этих историях, как будто знают их уже тысячи лет.