Уникальная выставка картин Константина Сомова открылась в Русском музее
Впервые за последние 50 лет в Русском музее представлена масштабная выставка одного из интереснейших художников первой половины XX века Константина Сомова. То, как он умел передать тонкость человеческих эмоций, рождение любви — эротизм без пошлости, мало кто мог. Его учителем стал сам Репин. И ученик встал вровень со своим великим учителем, а прелестные мелочи, пожалуй, рисовал даже лучше него.
Один из самых дорогих русских художников — недавно картина Сомова была выкуплена с аукциона за семь с лишним миллионов долларов. Что, конечно, не главное, но, безусловно, показатель. Мастер, для которого главное — передать обостренную чувственность. Не случайно его работы, даже парадные портреты, считались откровенно эротичными.
«Это ощущение жизни. Это нельзя назвать стилем, это ощущение жизни, которое воплощается в самых разных произведениях. Это именно эротизм, который помогает ему передать очень тонкие нюансы человеческих эмоций, трудно улавливаемые – рождение любви, расцвет любви. То, что в изобразительном искусстве очень редко», — говорит заместитель директор по научной работе Русского музея Евгения Петрова.
Излюбленный мотив художника — спящий человек. Всю жизнь он пытается угадать чьи-то мечты и сны. Образы томные, но романтически загадочные. Тема, к которой художник возвращался всю жизнь. Но в Советском Союзе о его творчестве было мало известно. Сомова едва не запретили с клеймом автора карикатурных персонажей. Декадент. Большевики уполномочили его представлять «Русскую выставку» в Америке, а он сбежал. И иллюстрировал эротические книжки XVIII века.
К 150-летию художника в залах собрали более полутора сотен его работ. Столь масштабные выставки были у Константина Сомова разве что при жизни. Свою коллекцию Русскому музею прислала Третьяковка и даже частные галереи. Портреты, пейзажи, те самые эротические картинки к французской «Книге маркизы». Но что действительно редко увидишь – фарфоровые статуэтки. Так Сомов иллюстрировал произведения Пушкина и Гоголя. «Графа Нулина» и «Шинель» он видел в объеме. Искал образы литературных героев в средневековых персонажах – Коломбине и Арлекине. Театрализованость, маскарадность присуща обществу «Мир искусства», одним из основателей которого был Константин Сомов.
Родился в семье известнейшего хранителя Эрмитажа. Живописи его учил сам Репин, и вдруг Сомов бросает Академию художеств. Традиционная живопись, которой учился, оказалась не для него: Сомова увлекали барокко, модерн, символизм.
«Это никогда великие героические события. Это быт, повседневные забавные мелочи. Если всматриваться в работы Сомова, мы найдем массу прелестных мелочей – вышивки, детали, собачки, письма. И все они работают на создание удивительно изысканного женского образа», — говорит заведующая сектором рисунка Русского музея Наталья Соломатина.
Опыт рисовальщика пригодился Сомову при оформлении журнала «Мир искусства», с его переплетениями узоров, туманными графическими фигурами. «Мир искусства» распался после революции, Сомов замкнулся, вел уединенный образ жизни, в эмиграции не было выставок.
На русском кладбище в Сент-Женевье-де-Буа на его могиле стоит обычный крест и мраморная табличка. Его наследием гордятся и французы, и русские. Но на родине его вычеркнули из истории искусства на несколько десятилетий. И вот Сомов возвращается, неизвестный, загадочный, изысканный.