Ровно 75 лет назад от фашистов был освобожден Минск
Важнейшая дата в истории Великой Отечественной. Минобороны России на своем сайте опубликовало рассекреченные документы из Центрального архива ведомства, там собраны свидетельства того, как это было. В 44-м жители практически разрушенного нацистами города забрасывали советские танки цветами, со слезами на глазах обнимали освободителей. Сейчас 3 июля – день независимости Белоруссии. Вечером в Минске грандиозный парад с участием, в том числе, и российских военных. Самые почетные гости – ветераны.
Три года постоянного страха. Валентина Поляк хорошо помнит первые бомбежки 23 июня 41-го и пылающий Минск. Потом голод, облавы и показательные казни на минских улицах: «Когда нас водили на виселицы на Суражский базар. Вешали наших партизан. Учили нас так. Это дети, нас учили. Вот очень страшно».
3 июля 44-го семья Вали Поляк ночевала в землянке. Их дом накануне сожгли нацисты. Ранним утром услышали гул. В город с разных сторон вошли танки 1-го и 3-го Белорусских фронтов. Измученные оккупацией минчане побежали навстречу освободителям.
«Первым ворвался танк младшего лейтенанта Фроликова. И в два часа 20 минут 3 июля он по рации сообщил, что я, младший лейтенант Фроликов, нахожусь в Минске», – рассказывает Анатолий Криворот, ведущий научный сотрудник Института истории Национальной академии наук Белоруссии.
«Это такое счастье! По дороге там, где-то какие-то цветы, мы эти цветы хватали, бежали туда. Танки остановились, потому что люди встречали, и они остановились. Тут такие объятия, такие поцелуи, такие слезы», – вспоминает Валентина Поляк.
После войны Валентина училась на архитектора, преподавала в белорусском политехе и помогала отстраивать родной город заново.
Войну пережили считанные здания. В центре Минска одно из них – оперный театр. Во время первых авианалетов он пострадал, но основная часть уцелела. Немцы сохранили его не из любви к искусству. Огромное строение было отличным ориентиром для летчиков Люфтваффе.
Перед отступлением это здание и еще почти 200 домов по всему городу заминировали. Саперы спасли белорусскую столицу от полного разрушения. Только в Доме правительства обезвредили сотню бомб. Хотя 3 июля официально считается датой освобождения Минска, уличные бои шли еще 12 дней. Василий Давжонак был в партизанской бригаде, примкнувшей к регулярной армии. Войдя в город, увидели, что города почти нет: «Огромные развалины. Даже мы не видели, чтобы какой-то целый дом был. Справа и слева. Но из этих развалин немецкие засады вели огонь по нам».
Почти 400 тысяч белорусов три года изматывали группу армий «Центр». Без партизанского движения стремительный успех операции «Багратион» летом 44-го вряд ли был бы возможен.
«Самое главное, что партизаны уничтожили немецкие коммуникации. Это самое важное, что сделали партизаны», – продолжает Анатолий Криворот.
После ликвидации 105-тысячной группировки немцев в «минском котле» 16 июля 44-го на ипподроме в белорусской столице прошел знаменитый парад партизан. Одеты были не торжественно, в чем воевали, в том и прошагали.
«На параде какой-то комбинезон был поношенный. Вроде какая-то и рубашка что ли. И карабин», – вспоминает Василий Давжонак.
75-летие освобождения Минск отметит грандиозным вечерним парадом. Участвуют около четырех тысяч военнослужащих, почти 300 из них – россияне. В небо поднимется боевая авиация, в том числе, впервые российский стратегический бомбардировщик Ту-160. Закончится день салютом, который увидит весь город.