Атомные технологии против раковых клеток: новые горизонты в медицине и промышленности
Гамма-лучи, изотопы, кобальт-60 — термины из учебников и научных статей. А между тем новейшие разработки атомщиков меняют к лучшему жизни сотен тысяч людей. Более того, речь идет о спасительных технологиях в медицине. Сейчас выполняется масштабный проект — промышленное производство кобальта-60.
Где он используется? Знаменитые гамма-ножи. Операции без боли, крови и разрезов. Кобальтовые пушки применяются для лучевой терапии рака. А еще гамма-излучение — это идеальная стерилизация хирургических инструментов.
Не только медицина — сельское хозяйство, металлургия, производство полимеров, очистка стоков. Сложно перечислить все!
Капсулу бережно погружают в рабочий реактор Смоленской атомной станции. Внутри таблетки природного кобальта-59. Он превратится в один из самых ценных и востребованных в мире искусственных радиоизотопов — кобальт-60.
«Конструкция реакторов РВМК такова, что они позволяют нарабатывать изотопы достаточно простым способом», — рассказывает заместитель главного инженера Смоленской АЭС по безопасности и надежности Александр Абаимов.
На большинстве атомных станций за рубежом возможности одновременно вырабатывать электроэнергию и облучать кобальт — нет. В этом уникальность российских АЭС. Через пять лет специальный манипулятор вытащит изотоп, как это сейчас происходит на Ленинградской станции, и кобальт начнет приносить пользу.
Гамма-нож, способный удалять сложные опухоли головного мозга, работает на кобальте-60. Операции с его помощью проходят без единой капли крови — нож точно бьет по метастазам, достигая эффекта уже за один сеанс, а не за несколько, как это происходит при лучевой терапии. Пациент при этом ничего не чувствует. Гамма-нож выручает, когда другие методы опасны, как в случае с Константином Смирновым — ему сегодня удалят опухоль, к которой скальпелю не подобраться.
«Мне сделали операцию, большую часть оставили, чтобы как раз гамма-ножом ее уже убрать, потому что место рисковое для проведения длительной операции», — говорит пациент Константин Смирнов.
«После нашего лечения мы пациентов выписываем сразу домой, потому что они не ухудшаются в своем состоянии. Какие-то положительные эффекты можно наблюдать уже через две-четыре недели для злокачественных опухолей, и через полгода для доброкачественных опухолей», — поясняет нейрохирург Вячеслав Рак.
И речь не только о борьбе с онкологией: гамма-лучи способны влиять на структуры мозга, вызывающие эпилепсию и болезнь Паркинсона. Менее активные формы кобальта широко применяют для стерилизации всех медицинских инструментов и даже халатов. Но не только.
В этой камере к облучению готовят грецкий орех. Изотоп убьет все бактерии. Такую процедуру могут проходить и специи, и продукты питания. На обеззараживание достаточно нескольких секунд. Сроки хранения после этого вырастут в два-три раза. А сам продукт никак не изменит свои свойства. В ряде случаев всепроникающий луч кобальта, напротив, помогает их улучшить. В этом его космическая роль — буквально. Элементы нового марсохода проекта «ЭзкоМарс», «Роскосмос» в нем участвует, тестируют в этой лаборатории.
«Они нам колпак от парашютного модуля привозили, который отстреливается при посадке, чтобы раскрылся парашют. Он очень легкий, покрыт специальными материалами, и чтобы продлить ему воздействие и радиационное излучение в космосе не повлияло на его структуру, физические свойства, мы моделируем условия космоса здесь», — рассказывает директор отделения радиационных Технологий и оборудования АО «НИИТФА» ГК «Росатом» Александр Зыкин.
Смоленская АЭС стала третьей в России, где будут получать кобальт-60. Объема, который заложили сегодня, хватит, чтобы простерилизовать сотни тысяч тонн медицинских инструментов, специй, миллионы тонн зерновых и овощей. Мировой спрос на изотоп растет, и доля России на этом рынке сейчас 20%.